Броьба за власть и демократия
Как бы там ни было, путь к избранию нового президента, а точнее возвращению старого — Адамкуса, был расчищен. Ведь согласно социологическим опросам изначально из десяти зарегистрированных кандидатов наибольшие шансы быть избранным на пост главы государства отдавались ему, бывшему гражданину и высокопоставленному чиновнику США, экс-президенту Литвы Валдасу Адамкусу. Но, вопреки всем прогнозам, он не смог победить в первом туре. Во втором туре президентских выборов соперничать ему пришлось с Казимирой Прунскене. И борьба эта была весьма серьезной.
«Янтарная леди», как прозвали ее журналисты, в 1990 году стала первой женщиной на территории бывшего Союза, возглавившей правительство Литвы. Но уже год спустя, обвиненная в связях с КГБ, она вынуждена была уйти в отставку, т.е. Паксас в чем-то повторил ее судьбу.
И хотя в дальнейшем Прунскене доказала, что обвинения, выдвинутые против нее, не соответствовали действительности, тем не менее эту крапленую карту противники «янтарной леди» активно использовали во время последних выборов. А ее ярый противник Витаутас Ландсбергис вообще обещал и преподнес ей кучу «сюрпризов», большинство из которых опять же строились на реанимации якобы связей Прунскене с советскими спецслужбами. И это несмотря на то, что многие певцы литовской демократии готовы были считать второй тур президентских выборов примером для подражания и чуть ли не «проявлением высшей культуры европейской демократии». С соответствующим заявлением выступил даже Адамкус: «Я прошу только об одном: чтоб мы все остались на культурной высоте, чтобы не было персональных атак, чтобы можно было и после выборов один другому смотреть в глаза, жить вместе и работать вместе». Но призывы кандидатов, если даже кто-то считал их искренними, — это одно, а избирательные штабы зачастую поступают совсем иначе. Потому во время этой избирательной кампании досталось и Адамкусу: говорили о его «национальной несостоятельности» — зависимости от американцев, о связях со спецслужбами США и, конечно же, обыгрывался возраст президента — 78 лет для лидера европейского государства, как считали некоторые, возраст более чем запредельный. И все-таки Валдас Адамкус победил, набрав более 50 процентов голосов избирателей, пришедших на выборы.
И хотя власть президента Литвы в вопросах внутренней политики ограничена, он может активно влиять на внешнюю. Во время первого срока президентства Валдаса Адамкуса Литва получила приглашение к переговорам о членстве в НАТО и ЕС, официально появилась литовская, а точнее евро-калининградская проблема. Тем не менее уже тогда Адамкус проявил себя как взвешенный, конструктивный политик.
Инаугурация новоизбранного президента Литвы назначена на 12 июля.
Наконец-то избран и новый президент Сербии. Для этого понадобилось почти два года. Во второй тур в Сербии вышли лидер Демократической партии Борис Тадич и зам. председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич. Демократам Сербии, напуганным ростом популярности радикал-националистов, чтоб победить на этих выборах, пришлось не только объединиться, но и прибегнуть к помощи своих западных партнеров. И хотя согласно действующей конституции президент Сербии располагает крайне ограниченными возможностями, все-таки власть есть власть, сказал Николич. Она стоит того, чтобы за нее побороться. Увы, победил в этой схватке за власть не он.