Основные положения

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.
Введение
Беларусь вступает во второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
В прошедшем пятилетии основное внимание органов государственного и хозяйственного управления, всех коллективов предприятий и организаций республики было направлено на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы.
Создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Ежегодно улучшаются ее качественные параметры – повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижается энергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовой продукции на складах.
В стране проводится денежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен, что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6 процента в среднемесячном исчислении.
Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии.
Ускорение экономического роста и повышение эффективности работы отраслей экономики, наряду с позитивными сдвигами по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, позволили решить важнейшую задачу – обеспечить к концу 2005 года номинальную начисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства в сумме 261 доллара США в эквиваленте.
Основные макроэкономические показатели Программы на 2001 – 2005 годы выполнены (см.таблицу). Это позволило в 2005 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на 53, производству потребительских товаров – на 66, реальным денежным доходам – на 75 и по заработной плате – на 95 процентов.
Производство продукции сельского хозяйства составило 90 процентов, инвестиции в основной капитал – 95 процентов к уровню 1990 года.
Для сравнения следует отметить, что ведущие страны СНГ в этот период по основным параметрам в большей степени отставали от указанного уровня. Например, объем производства ВВП в 2004 году относительно 1991 года составил в целом по государствам, входящим в СНГ, 89 процентов, в том числе в России – 89,5 процента, Украине – 66,7 процента.
Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
слабая инновационная активность;
дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.
2. Цели и приоритеты социально-экономического развития
Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы определены на основании анализа ее социально-эконо-мического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
наращивание экспортного потенциала страны;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
развитие малых и средних городов;
жилищное строительство.
3. Социальная политика и всестороннее развитие человека
Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
рост реальных денежных доходов на 149–156 процентов;
повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников на 152–158 процентов;
снижение уровня малообеспеченности в два раза;
совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.
Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения – повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.
На рынке труда предусматривается реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.
В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.
Это будет достигаться путем:
оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.
Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.
Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.
Развитие системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.
Ее основными направлениями станут:
развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;
расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.
Совершенствуя систему дошкольного образования, предполагается обеспечить разнообразие многофункциональной сети дошкольных учреждений, сохранение ее в сельской местности и использование новых форм охвата детей дошкольным воспитанием.
В системе общего среднего образования предусматриваются завершение реформирования общеобразовательной школы и переход на 12-летнее обучение, создание условий для перехода к профильному обучению, дальнейшая оптимизация и проведение реструктуризации сети учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, создание гибких форм трудового (профессионального) образования.
В системе профессионально-технического образования предполагается обеспечить в требуемом количестве подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего для наукоемких производств и сельской местности, дальнейшее совершенствование сети учебных заведений профтехобразования и подготовки кадров в них.
В стране будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.
В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:
внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.
Планируется разработать и внедрить систему стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов.
Целью государственной политики развития национальной культуры будет сохранение историко-культурного наследия, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.
Для достижения этой цели предусматриваются:
обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села с целью приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел;
реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;
разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;
повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;
создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе одаренных детей и талантливой молодежи.
Направлениями развития профессионального искусства должны стать повышение его роли в эстетическом и моральном воспитании населения, переход к интенсивному развитию, повышение престижа работников творческих профессий.
В сфере физической культуры, спорта и туризма предусматриваются:
совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
повышение уровня физического воспитания населения;
улучшение условий для занятия физической культурой и спортом различных категорий и слоев населения, повышение качества физкультурно-оздоровительных услуг и их доступности;
формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях.
Особое внимание будет уделено физическому воспитанию детей и учащейся молодежи. Для этого предполагается развитие подростковых спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, создание групп, секций, кружков по спортивным интересам в учреждениях образования.
Для развития туризма в Беларуси предусматриваются создание конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных отраслей экономики. В качестве первоочередных мер намечаются:
повышение эффективности использования имеющихся туристских территорий, объектов культурно-исторического и природного наследия;
создание современной туристической индустрии, обеспечивающей растущий спрос на туристско-экскурсионные услуги, их качество и доступность;
активизация региональной туристической политики, формирование центров и зон туризма, освоение новых туристских районов, развитие интеграционных систем, учитывающих интересы всех участников туристического рынка;
создание благоприятных условий для продвижения туристского продукта на международные рынки.
Приоритетным станет въездной туризм. Получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный, трансграничный, деловой, агроэкотуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма.
4. Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности
Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.
В основу направлений научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы будут положены:
ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
новые материалы и новые источники энергии;
медицина и фармация;
информационные и телекоммуникационные технологии;
технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
промышленные биотехнологии;
экология и рациональное природопользование.
Реализация указанных приоритетов позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские и биологические, тонкие химические, информационные технологии.
Для этого предусматриваются:
создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;
разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;
создание систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;
создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики;
создание нового поколения дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения;
разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей;
разработка и производство автоматизированных систем управления.
В отраслях экономики указанные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, которые будут направлены на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.
Дальнейшее развитие получит технологическая база науки и инновационная инфраструктура.
Для реализации государственной научно-технической и инновационной политики потребуются:
в области фундаментальных исследований – углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также потребностям развития экономики и социальной сферы республики по избранным приоритетным направлениям;
в области прикладных исследований и разработок – направление основных усилий на разработку стратегии устойчивого социально-экономического развития республики, духовного и культурного совершенствования общества; создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования научных исследований и разработок с учетом конкретных потребностей отраслей реального сектора экономики; повышение результативности фундаментальных, прикладных исследований и разработок, государственных научно-технических программ и инновационных проектов, основными критериями которых должны быть новизна созданных объектов интеллектуальной собственности, подтвержденных патентами на изобретения, а также спрос на научные разработки и вклад научных коллективов в наращивание наукоемкого экспорта;
в производственной сфере – приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве наукоемких технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; преимущественное инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости национальных производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методом экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и реальным сектором производства;
в аграрном секторе особое внимание будет уделено разработке адаптивных ресурсоэнергосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания;
в области охраны и использования интеллектуальной собственности – создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок с целью недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов авторских и смежных прав как одного из существенных факторов повышения эффективности экономики, создания конкурентоспособной продукции, активизации инновационных процессов;
в области инновационной деятельности – ускоренные разработка и освоение новых видов конкурентоспособной продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, таких, как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм. Большое внимание будет уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого будет разработка новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики;
в сфере государственного управления наукой и инновациями – усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны проблем; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка государственных научно-технических программ и инновационных проектов, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности; развитие национальной инновационной системы страны.
Финансирование научно-инновационной деятельности к 2010 году будет увеличено не менее чем в 2,5–3 раза. При этом средства будут концентрироваться на важнейших направлениях научных исследований.
Активизируется международное научно-техническое сотрудничество в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов для привлечения зарубежных инвестиций, проведения научных исследований и разработок с целью последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности, максимальное использование конкурентных преимуществ, совершенствование структуры, а также на реализацию социальных программ и общегосударственных приоритетов, повышение экономической безопасности государства.
Особое внимание предусматривается уделить привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сосредоточив их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности, в сферу услуг, а также для развития сельского хозяйства и предпринимательства. Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов.
Инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся в 1,65 – 1,75 раза.
5. Повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного комплекса страны. Энерго- и ресурсосбережение
Основополагающая роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики принадлежит промышленности, обеспечивающей устойчивое функционирование других отраслей народно-хозяйственного комплекса, удовлетворение потребностей населения в товарах и определяющей экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность и обороноспособность.
Устойчивые высокие темпы роста промышленного производства в 2006–2010 годах будут обеспечиваться на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства, повышения качества выпускаемой продукции.
Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, промышленности строительных материалов.
Будут увеличены выпуск оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, производство бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической промышленности, медицинской техники и др.
Развитие топливно-энергетического комплекса предполагает надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами.
Важнейшими задачами этого комплекса на 2006–2010 годы являются:
устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий на основе эффективного использования топлива и энергии;
активизация модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов;
реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению;
обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, в том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива и альтернативных источников энергии;
совершенствование системы управления предприятиями комплекса.
Решение этих задач позволит снизить энергоемкость ВВП на 26–30,4 процента.
Внедрение высокоэффективных парогазовых технологий на действующих паросиловых энергоблоках Березовской ГРЭС, Гомельской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2, Мозырской ТЭЦ, а также строительство новых парогазовых блоков по утилизационной схеме на Минской ТЭЦ-3, Светлогорской ТЭЦ, Брестской ТЭЦ-2 и Минской ТЭЦ-5 позволит увеличить производство отечественной электроэнергии.
Развитие нефтедобывающей промышленности будет направлено на совершенствование существующих и внедрение новых технологий интенсификации добычи нефти, водоизоляции и повышения нефтеотдачи пластов.
В нефтеперерабатывающей промышленности предусматривается реализация следующих инвестиционных проектов:
ОАО ”Нафтан“ – восстановление установки АТ-8, реконструкция вакуумного блока АВТ-2, установки ЛЧ-35-11/600, реконструкция гидроочистки Л-24/7 блок-1, строительство вакуумного блока установки ”Висбрекинг“, установок низкотемпературной изомеризации и замедленного коксования и других. В результате количество нефти, перерабатываемое за год, возрастет с 9,4 до 12 млн. тонн (127,7 процента), увеличится производство высокооктановых бензинов и низкосернистого дизельного топлива;
ОАО ”Мозырский нефтеперерабатывающий завод“ – строительство комплексов производства бензола, алкилирования, установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, строительство установки изомеризации. Это позволит увеличить производство бензина европейского качества на 20 процентов, дизельного топлива – на 5 процентов, а также организовать выпуск бензола в объеме 55 тыс. тонн в год.
В черной металлургии основные усилия будут переориентированы с роста объемов переработки металлургического сырья на улучшение качества его переработки и повышение технологичности производства (повышение качества продукции и освоение новых видов изделий).
Основными направлениями развития химической и нефтехимической промышленности станут модернизация производства и повышение качества продукции, создание новых видов полиэфирных и полиамидных волокон, полимерных материалов, имитирующих свойства натуральных волокон, новых видов удобрений, разработка и освоение производства шин нового поколения.
Для их реализации предусматривается осуществить такие крупномасштабные проекты, как создание установки непрерывной поликонденсации получения гранулята ПЭТФ и организация производства высокомодульных высокопрочных технических нитей, создание производства бикомпонентных полиэфирных волокон в ОАО ”Могилевхимволокно“, строительство установки окисления циклогексана мощностью 80 тыс. тонн в год и реконструкция цеха карбамида-3 со строительством установки грануляции в ОАО ”Гродно Азот“, строительство рудника на Краснослободском участке калийных солей РУП ”Производственное объединение ”Беларуськалий“, создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции для карьерной техники в ОАО ”Белшина“.
Совершенствование машиностроительного комплекса будет осуществляться путем проведения активной реконструкции и реструктуризации уже существующих предприятий, создания новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Повышение конкурентоспособности отрасли предусматривается обеспечить за счет финансового оздоровления предприятий, своевременной сертификации выпускаемой продукции на соответствие международным стандартам, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов, развития и более эффективного использования научно-технического и технологического потенциала.
Дальнейшее развитие получат автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, микроэлектроника, приборостроение, оптико-механическая промышленность.
В радиоэлектронной, оптико-механической промышленности и приборостроении предусматривается развитие производств высокоточного автоматизированного оборудования, что позволит создать новое поколение интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики. Новая элементная база потребуется для создания компьютерных средств, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей. В научно-производственном объединении ”Интеграл“ предполагается продолжение работ по созданию субмикронных технологий и на их основе конкурентоспособных изделий, используемых в машиностроении, информатике, на транспорте, в сфере телекоммуникаций и связи, для военной техники, в медицине. В ОАО ”Горизонт“ и на РУПП ”Витязь“ будет начато серийное производство цифровых телевизоров, телевизоров на плоских панелях, аппаратуры для интерактивных сетей кабельного телевидения.
В автомобилестроении (ПО ”БелавтоМАЗ“) предусматривается поэтапное создание мощностей по выпуску семейства автомобильной техники, соответствующей нормам Евро-3, Евро-4, а в дальнейшем и Евро-5.
В связи с прогнозами дальнейшего увеличения объемов добычи и транспортировки горной массы в Российской Федерации увеличится выпуск большегрузных самосвалов на РУПП ”Белорусский автомобильный завод“.
На ПРУП ”Минский моторный завод“ будет осуществлен инвестиционный проект по созданию автомобильных и тракторных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей. Продолжится техническое перевооружение ОАО ”Минский подшипниковый завод“, направленное на увеличение объемов производства роликовых конических подшипников, а также РУПП ”Борисовский завод ”Автогидроусилитель“ в целях организации производства гидросистем с усилителем интегрального типа.
Важнейшим направлением развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения является технологическое и техническое обновление предприятий.
На РУП ”Минский тракторный завод“ будет реализован инвестиционный проект по увеличению производственной мощности до 75 тыс. тракторов в год.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности основным направлением станет увеличение глубины переработки древесины, получит развитие производство новых видов продукции: облицовочных древесных плит, высокохудожественных наборов элитной мебели и качественной мебели массового спроса, столярно-строительных изделий высокого уровня заводской готовности с оптимальными характеристиками по теплосбережению и шумоизоляции, обоев из нетканых материалов и вспененного винила.
Наряду с перечисленными отраслями получит дальнейшее развитие индустрия потребительских товаров, где предусматривается осуществить комплекс мероприятий по кардинальному улучшению качества продукции, расширению ассортимента и совершенствованию структуры производства на основе использования новых технологий и технических решений, осуществления инвестиций в конкурентоспособные, импортозамещающие производства, глубоких и всесторонних маркетинговых исследований.
Предусматривается расширить ассортимент и повысить качество продукции легкой промышленности и товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, необходимых в первую очередь для удовлетворения потребности в них сельских жителей.
Особое внимание будет уделено энерго- и ресурсосбережению. Для Беларуси, как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2–3 раза больше, чем экономически развитые государства, это имеет стратегическое значение. Снизить уровень энерго- и ресурсопотребления на производство единицы продукции намечается за счет внедрения наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, экономического механизма стимулирования снижения затрат и опережающего развития производств на основе новых высоких технологий.
6. Развитие строительного комплекса и жилищное строительство
Основные задачи строительного комплекса – наиболее полное обеспечение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции, сокращение сроков и стоимости строительства, снижение материало- и энергоемкости, повышение качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка республики строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства, увеличение экспорта строительных материалов и услуг.
Для их решения предусматриваются создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, совершенствование проектирования и внедрение прогрессивных решений и технологий, выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, расширение экспортного потенциала строительной продукции, активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование.
В целях расширения выпуска прогрессивных видов строительных материалов и конструкций необходимо обеспечить разработку новых ресурсосберегающих технологий по производству цемента и извести на основе рыхлых влажных мергелей и мелов по сухому способу, гипсокартонных листов и мелких блоков из ячеистого гипса, изготовлению крупноразмерных керамических стеновых блоков, керамических крупнопустотных камней, получению связующих компонентов для сухого способа производства минераловатных плит и теплоизоляционных материалов.
Предусматриваются модернизация и диверсификация заводов крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного парка строительных организаций, совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов за счет изделий из ячеистого бетона, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеисто-бетонных, кровельных, отделочных фасадных и теплоизоляционных материалов.
Развитие жилищной сферы обеспечит создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений граждан.
В жилищном строительстве основное внимание будет уделено возведению жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления, обеспечению жилищного фонда надежными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах.
Ежегодные объемы строительства жилья будут доведены в 2010 году до 4,5–5 млн. кв. метров. При этом до 50 процентов общего объема жилья должно возводиться в сельской местности и малых городских поселениях. Средняя обеспеченность жильем достигнет 25–25,5 кв. метра на человека.
Особое внимание будет уделяться улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Соотношение стоимости квадратного метра жилья и среднемесячной заработной платы, составившее в 2004 году 1,64, к 2010 году должно уменьшиться и достигнуть
0,9–1, что обеспечит доступность жилья для граждан со средней заработной платой, прогнозируемой на конец пятилетки.
Будут созданы благоприятные условия для внебюджетного финансирования жилищного строительства, внедрения и развития системы стройсбережений и ипотечного кредитования.
Предусматриваются новые подходы к формированию источников финансирования объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки путем развития экономических методов управления земельными ресурсами, включая организацию и проведение аукционов на право заключения юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков в городских поселениях (прежде всего в г.Минске, областных центрах, других городах областного подчинения, а также в зонах перспективного развития указанных городов) с учетом кадастровой стоимости и функционального использования земель.
7. Развитие агропромышленного
комплекса
Основные задачи развития агропромышленного комплекса – формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Решение этих задач потребует:
обеспечения рентабельного производства продукции и повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
разработки и внедрения новых технологий, машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
создания высокопродуктивных, устойчивых сортов растений и пород животных, средств их защиты, в том числе с использованием генно-инженерных технологий;
разработки системы рационального использования почвенных ресурсов, эффективных методов защиты почв от деградации и воспроизводства плодородия почв на основе ресурсосберегающих и адаптивных технологий;
обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций;
диверсификации занятости, развития базовых сельских населенных пунктов с созданием в них комплекса необходимых социальных услуг по обслуживанию населения, проживающего в этих и прилегающих к ним пунктах;
повышения роли личных подсобных хозяйств граждан в создании продовольственной безопасности страны.
В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Новый парк машин предусматривается комплектовать преимущественно многофункциональными, универсально-комбинированными агрегатами. Будет переоснащено зерноочистительно-сушильное хозяйство.
Модернизация животноводства планируется на основе реконструкции имеющихся производственных мощностей и их технического перевооружения, будут реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 81 комплекс по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, 87 – по выращиванию и откорму свиней, 32 птицефабрики, 859 крупных молочно-товарных ферм.
Рост эффективности земледелия возможен за счет повышения плодородия почв путем совершенствования системы обеспечения сельскохозяйственных организаций минеральными удобрениями, увеличения объемов работ по известкованию кислых пахотных земель, интенсификации использования их мелиоративного фонда.
Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций. Предусмотрены создание новых высокопродуктивных сортов и гибридов картофеля, льна, рапса, сахарной свеклы, зерновых и кормовых культур, овощей с использованием как традиционной селекции, так и генной инженерии, разработка современных эффективных технологий обработки почвы, адаптивных методов ведения земледелия, новых методов защиты сельскохозяйственных растений с использованием биотехнологий.
В целях дальнейшего углубления специализации сельскохозяйственного производства необходимо провести оптимизацию структуры посевных площадей в соответствии с почвенно-климатическими условиями каждого региона, внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций, определить производство экономически выгодных видов сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.
Значительно будет повышен уровень и качество жизни сельского населения. В этих целях необходимо:
создать условия для роста доходов работников, занятых в аграрной сфере: их среднемесячную заработную плату к 2010 году прогнозируется довести до 320–360 долларов США в эквиваленте;
расширить сферу занятости в сельской местности, создать альтернативные рабочие места;
обеспечить доступность для сельских жителей комплекса необходимых социальных услуг;
вести строительство жилья и объектов социально-культурной сферы.
Реализация этих и других мероприятий позволит повысить привлекательность сельскохозяйственного труда и сельского образа жизни, приостановить отток наиболее дееспособной части сельского населения (в основном молодежи) в город, обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами и существенно увеличить эффективность аграрного производства. За счет мотивационного и технико-технологического факторов намечается повысить производительность труда в 1,5 раза.
В результате выполнения намеченных мероприятий прирост производства сельскохозяйственной продукции за 2006 – 2010 годы составит 34 – 45 процентов.
Основными направлениями развития отраслей перерабатывающей промышленности станут расширение ассортимента и повышение качества продукции путем внедрения достижений научно-технического прогресса, модернизации и технического переоснащения действующих предприятий, перехода на новые ресурсосберегающие технологии, способные обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственного сырья.
Особое внимание будет уделено увеличению выпуска консервов для детей на молочной, мясной и плодоовощной основе, сухих молочных смесей, а также обогащению продуктов витаминами, аминокислотами и микроэлементами.
Развитие агропромышленного комплекса в предстоящем пятилетии будет осуществляться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы.
8. Развитие сферы услуг
Основной задачей развития сферы услуг на предстоящее пятилетие является удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам.
Предстоит обеспечить опережающие темпы развития данного сектора экономики, значительно повысить уровень конкурентоспособности услуг, выполняемых отечественными организациями, на внутреннем и внешних рынках. Для этого предусматриваются дальнейшее совершенствование соответствующей инфраструктуры, стимулирование притока инвестиций в эту сферу, создание дополнительных рабочих мест, расширение перспективных для страны внешних рынков услуг и увеличение объемов экспорта, внедрение систем управления качеством, соответствующих международным стандартам.
Предусматривается осуществить структурные сдвиги в сфере услуг за счет опережающего развития новых видов – услуги Интернет, мобильной связи, дополнительные виды почтовых услуг, а также услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства, – банковские, страховые, информационные, правовые и другие.
Большое внимание по-прежнему будет уделяться развитию услуг транспорта и связи. Наиболее быстрыми темпами намечается увеличить перевозки автомобильным и воздушным транспортом.
Основным направлением станет административная и экономическая поддержка бытового обслуживания в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. Для улучшения бытового обслуживания сельских жителей предполагается продолжить восстановление, модернизацию и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, а также расширить выездное обслуживание и освоение работниками отрасли смежных профессий.
В связи с переходом к постиндустриальному информационному обществу предусматривается существенно увеличить объемы реализации информационных услуг (информатики, телекоммуникаций, электронной связи), что позволит сформировать такие важнейшие составляющие экономического роста, как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии.
Особого внимания требуют услуги, способствующие активизации человеческого фактора в экономике и определяющие качество жизни населения, – развитие эффективной системы науки, образования, здравоохранения, а также услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, рационализацией быта, организацией досуга.
Предстоит повысить значимость услуг, связанных с кредитованием организаций, фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства и получения образования. Дальнейшее развитие будут иметь риэлтерские услуги и услуги в области охраны окружающей среды, оказываемые государственными организациями. Предусматривается принять меры по расширению спектра предоставляемых услуг в области управления предприятиями и инновациями в научно-технической сфере, созданию благоприятных условий для расширения спроса на них.
Объем реализации всех видов услуг в 2010 году увеличится по сравнению с 2005 годом в 1,5—1,6 раза, а их доля в ВВП возрастет до 48 процентов.
9. Улучшение макроэкономических условий
Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
9.1. Бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
снижение нагрузки на фонд заработной платы;
оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
повышение стимулирующей роли таможенной политики;
выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:
создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
9.2. Денежно-кредитная политика
Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основные задачи развития банковской системы страны:
повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить
5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.
9.3. Ценовая политика и создание конкурентной среды
Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.
Основные задачи в области ценообразования:
сокращение ценовых диспропорций;
совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;
регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;
пресечения недобросовестной конкуренции;
обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;
содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;
контроля за экономической концентрацией;
совершенствования регулирования деятельности естественных монополий;
приведения антимонопольного регулирования с учетом открытости национальной экономики в соответствие с международными нормами.
9.4. Институциональные преобразования и развитие рыночной инфраструктуры
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
активизация рынка корпоративных бумаг;
расширение спектра инструментов фондового рынка;
совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.
Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:
развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
совершенствовать порядок формирования страховых резервов;
ввести обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
повысить капиталоемкость страховых организаций;
сформировать национальную систему экспортных кредитов.
9.5. Развитие малого и среднего предпринимательства
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.
К 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20—22 процентов.
10. Внешнеэкономическая деятельность и наращивание экспорта
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.
Для этого потребуются:
усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов;
активизация импортозамещения;
создание новых экспортоориентирован