В мирное время полезны, в военное — незаменимы

Железнодорожные войска, наверное, самые подвижные в армии. На месте постоянной дислокации батальоны и бригады в полном составе собираются разве что в зимние месяцы. Поздней осенью и зимой срочников в классах учат общевойсковым дисциплинам. Но только начинается оттепель, роты военных железнодорожников разъезжаются по городам и весям республики – выполнять учебно-практические задачи в обстановке, приближенной к боевой.
Железнодорожные войска уникальны. В отличие от танкистов, десантников или мотострелков они не разрушают, а строят. Быстро, мобильно, качественно, на любой местности, невзирая на погодные неурядицы.
Вот и одна из рот 71-го отдельного путевого железнодорожного батальона из Слуцка встретят профессиональный праздник на работе, а точнее, на болотах у поселка Татарка Осиповичского района. Там военные прокладывают железнодорожный путь по заказу местного торфопредприятия.
Роте в поселке Татарка выделили участок на территории торфопредприятия. На широком хоздворе раскинулись шатрами палатки-казармы, полевая кухня, временные душ и летний клуб под навесом… Словом, обычный военный городок.
Работа кипит неподалеку: какой-нибудь километр до 14-го пикета первого пути. Проворно снует экскаватор – нагружает специальный вагон-тележку песком, пыхтит маневровый тепловозик. На этом участке рельсы уже положены, сейчас делают балансировку, то есть по специальной технологии засыпают рельсы песком, потом их выравнивают и утрамбовывают грунт. На пикете нас встречает «хозяин стройки» — майор Александр Коломиец, он же заместитель командира 71-го батальона и главный инженер.
Строительство железнодорожного пути рота ведет в обстановке, приближенной к боевой: необходимо выдерживать военные темпы строительства, щепетильно соблюдая технологию. Ритмом работы военные в первую очередь и отличаются от гражданских специалистов. Да и рельеф под Татаркой еще тот: железнодорожная насыпь тянется сквозь густой строй болотной травы и кустарника. Несколько метров в сторону – начинаются топкие места. Все рабочее пространство ограничено узкой полоской насыпи, на которой и приходится концентрировать всю технику.
— Торфопредприятие объявляло тендер, мы его выиграли, — не без гордости говорит Александр Коломиец. — Но когда другие участники поближе ознакомились с объектом, перекрестились.
Зато военные железнодорожники быстро наладили непрерывный производственный процесс. Недалеко от пикета делают балансировку, а впереди метров на 400 укладывают рельсы и шпалы, сбалчивают пути… Работа кипит беспрерывно. Рота передислоцировалась сюда весной, а уже уложила
Еще пару месяцев назад на этом месте был илистый пруд глубиной больше двух метров. Воду пришлось отводить, укреплять грунт. Сейчас уже выложены железобетонными плитами подъездные пути и площадка, вовсю идет монтаж распорок и шпальных блоков на эстакаде…
— К концу сентября планируем сдать объект, — говорит Александр Коноплич, главный инженер РПУТ «Татарка». – Мы рады, что за это дело взялись военные: с качеством работ, темпами, дисциплиной – никаких проблем.
Местные жители появление военных встретили весьма радушно. Татарка – не бог весть какой центр, тут каждому новому человеку рады, тем более людям в форме. Порядка стало больше, жизнь потекла энергичней. Скажем, на День Победы рота прошла торжественным маршем по поселку. Каждые выходные командиры полезные развлечения для солдат придумают: футбол, волейбол, другие спортивные соревнования. И местная молодежь подтягивается.
Но главное – семикилометровая железнодорожная ветка, которая соединит торфяные разработки с шоссейной дорогой. Эта узкоколейка вдохнет вторую жизнь в поселок, который пережил забвение в середине 90-х. Ведь РПУТ «Татарка» фактически единственное в окрестностях крупное предприятие. Промышленную разработку торфа тут начали еще в 1927 году. Постепенно вокруг торфяного месторождения вырос поселок. Но с распадом Союза Татарка захирела. Говорят, что за 15 лет возить торф с болот практически перестали, постепенно разбежались и специалисты.
Сегодня торфопредприятие переживает второе рождение: в стране начала действовать программа по переходу на местные виды топлива. Появились инвестиции, закупили новую технику, еще год назад здесь работали всего 12 человек, сегодня – почти 150. Разъехавшиеся на заработки местные жители стали возвращаться на родину. Торфодобычу вроде бы наладили, и потребители уже имеются – мини-ТЭЦ в Осиповичах и ТЭЦ-1 в Бобруйске. Но возникла проблема с доставкой. В транспортной цепочке самое слабое место – 5—6 километров от мест добычи к твердому асфальтному грунту.
— Железнодорожный транспорт – единственный выход, — утверждает Александр Коноплич. – Сейчас возим тракторами: грузовики по топкой местности не пройдут – мгновенно завязнут. Но такая доставка – дело дорогое и медленное. Сколько трактор может в прицеп торфа принять? Около 3 тонн, а сжигает за рейс почти
А месторождение под Татаркой перспективное. Уже сейчас в разработке около
Местное население уважает торфяное топливо. Говорят, в очереди выстраивается за брикетами. Ведь с ними никаких хлопот: сложил и пользуйся. В деревнях их даже прозвали «женским» топливом.
Проект по реконструкции узкоколейки оценивается в несколько миллиардов рублей. Конечно, немалая доля из этих средств уйдет на изготовление проектной документации, закупку материалов, но и 71-й батальон также заработает свою копеечку. Средства пойдут на развитие материальной базы железнодорожных частей, закупку специального оборудования, техники.
В Железнодорожных войсках Беларуси готовят специалистов более чем по 40 специальностям. Как шутят офицеры, в армии учеба идет год за три: процесс-то непрерывный в течение полутора лет. За этот небольшой срок личный состав успевают обучить многим премудростям и секретам. Поэтому с трудоустройством у солдат проблем нет: их охотно берут на работу и на Белорусской железной дороге, и на крупных предприятиях, которые используют железнодорожный транспорт, в других профильных организациях.
-----------------------------
Историческая справка
Железнодорожные войска появились в Российской империи при Александре II, правление которого ознаменовалось активным строительством железных дорог. Параллельно создавались и железнодорожные воинские подразделения. Один из первых таких батальонов дислоцировался в Барановичах с августа 1876 года. Боевое крещение часть получила далеко от родного города: на Балканах во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Впоследствии ни один вооруженный конфликт или война не обходились без активного участия военных железнодорожников.
В мирное время железнодорожные части занимались строительством, ремонтом и реконструкцией путей сообщения. Так, с 1926-го по 1940 год железнодорожные части соединили рельсами Оршу с Лепелем, Гомель с Черниговом, Рославль с Могилевом и Осиповичами. Особенно интенсивно работы велись на территории освобожденной Западной Белоруссии: восстанавливали железнодорожное сообщение Полоцк—Молодечно—Лида—Мосты, расширяли станции, возводили вторые пути.
Во время Великой Отечественной в операции по освобождению Беларуси «Багратион» участвовали 13 железнодорожных бригад общей численностью 110 тысяч человек. Они доставили передовым частям 77 тысяч вагонов с вооружением, боеприпасами и амуницией, восстановили