Вторник, 25 марта 2008 г.
№ 56 (4479)

«Меню» коррупции

Леонид ЮНЧИК, «Р»

Современные словари дают два определения слова «меню». В первом случае это подбор кушаний, блюд для обеда и т.д., а также листок с перечнем этих кушаний (в столовой, ресторане, кафе). Во втором — это перечень возможных режимов работы, установок, команд, предлагаемых пользователю на выбор. Обычно выводится на экран дисплея при работе на персональном компьютере, на телевизионный экран при настройке телевизора, видеомагнитофона.

На наш взгляд, это слово в двух своих значениях уместно в сочетании с таким многогранным и опасным явлением нашей действительности, как коррупция.

Итак, каково оно, «меню» коррупции? В подборке материалов, которую мы предлагаем в этом номере, речь пойдет как о «кушаниях», которыми кормится многоголовая гидра, ее «гастрономических» пристрастиях и аппетитах, так и о «технической», «режимной» стороне данного явления. То есть установках, командах, ответах, предлагаемых пользователю (читай потенциальному взяточнику, коррупционеру) на выбор. Перечень таких режимов работы мы обнародуем, предоставив слово представителям правоохранительных органов, информируя о различных аспектах борьбы с коррупционными преступлениями, анализируя конкретные уголовные дела.

---------------------------------

В  пассиве  у  ведомств... 

В минувшем году среди отраслей и сфер деятельности, по сведениям Генпрокуратуры, больше всего коррупционных преступлений выявлено: в торговле — 511, агропромышленном комплексе — 482, промышленности — 427, сфере государственного управления — 415, строительстве — 210, здравоохранении — 126, образовании — 104, на транспорте — 106. 

Тройка «лидеров» среди отраслей по итогам  двух месяцев текущего года выглядит так: сельское хозяйство — 101 коррупционное преступление, торговля — 94, производственная сфера — 93. Надо отметить, что коррупционные злодеяния имеют латентный (скрытый) характер. По оценке представителей Генеральной прокуратуры, выявляется примерно 10—20 процентов таких нарушений закона. Проведя несложные арифметические действия, можно подсчитать их истинный размах. 

Берут  ли  мзду  правоохранители? 

Случаи совершения коррупционных преступлений сотрудниками правоохранительных органов в минувшем году по сравнению с предыдущим уменьшились. В отношении прокурорских работников уголовные дела вообще не возбуждались. Тем не менее в 2007 году «отличились» 62 сотрудника органов внутренних дел, 14 — таможенных органов, 4 —  государственной безопасности, 2 — органов финансовых расследований КГК. 

В зонах таможенного и пограничного контроля  выявлено 86 преступлений, из них 75 — среди должностных лиц таможенных органов и 11 — пограничной службы. При этом из незаконного оборота изъято товаров и ценностей на сумму более 4 миллиардов рублей. Так, сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями в стратегических направлениях (УБЭПСН) УВД Брестского облисполкома во взаимодействии с представителями ГПК и ГТК изобличили взяточников, работавших на пропускном пункте таможенного оформления «Варшавский мост». Те систематически брали мзду от граждан, следующих из Польши, за въезд на территорию нашей страны без проведения таможенного досмотра автотранспортных средств. Прокуратурой Брестской области возбуждено 18 уголовных дел за взяточничество в отношении 9 должностных лиц таможни и 6 граждан. 

Осенью прошлого года Генеральная прокуратура по материалам УБЭПСН УВД Гродненского облисполкома и управления собственной безопасности ГТК возбудила уголовное дело в отношении семерых бывших должностных лиц и четырех главных инспекторов ППТО «Котловка» Ошмянской таможни. На протяжении двух лет они не проконтролировали  должным образом обязательное таможенное оформление 30 транспортных средств с грузом куриных окорочков, следовавших по поддельным документам из Литвы и Латвии в Беларусь. Ущерб, причиненный государству, составил более 760 миллионов рублей. 

Какие  подношения  пользуются  спросом? 

Как следует из разъяснения руководителей Главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД, отечественные чиновники и другие должностные лица не хотят рисковать своей должностью и карьерой, приняв в качестве подношения, например, бутылку коньяка, бочонок пива и тому подобное. Знают, что за такого рода прегрешения им светит уголовная ответственность, а срок лишения свободы исчисляют, начиная с шести лет, не взирая на то, что предметы взятки имеют и незначительную ценность. Правда, руководители соответствующего управления МВД не считают это правильным и намерены внести предложение ограничиваться за минимальные подношения административной ответственностью. Если оно будет поддержано и вступит в законную силу, то затронет прежде всего те сферы, где прижились мелкие поборы. То есть учреждения здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т. д. 

Самые большие суммы мзды фигурируют, когда решаются вопросы предоставления земельных участков, продажи зданий и сооружений. Так, сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями в стратегических направлениях УВД Миноблисполкома задокументирован факт подстрекательства директора одной из коммерческих структур к даче взятки в размере 550 тысяч долларов должностным лицам Минского облисполкома, райисполкома и других инстанций за решение вопроса о выделении земельного участка для строительства станции технического обслуживания вблизи деревни Щемыслица Минского района. При этом подстрекатели (трое неработающих граждан) завладели 67 тысячами долларов, принадлежавших бизнесмену. 

Всего в минувшем году за нарушение земельного законодательства возбуждено 30 уголовных дел. В первую очередь выявленные нарушения были связаны с получением незаконного денежного вознаграждения за выделение земельных участков, незаконным изъятием их у граждан и заключением фиктивных договоров о выделении земли. 

Коррупционеры предпочитают получать взятки деньгами, порой в виде автомобилей, туристических и оздоровительных путевок, недвижимости. 

В  третий  раз  на  те  же  грабли… 

В отношении сотрудников РУП «Белмедпрепараты» в третий раз за последние годы было возбуждено уголовное дело. На сей раз оно расследовалось по фактам, совершенным главным инженером государственного предприятия, его заместителем и двумя сотрудниками ОДО «Форсетстрой». Они обвиняются в покушении на мошенничество в крупном размере и подстрекательстве к даче взятки. 

Работники ОДО «Форсетстрой» взялись через знакомых сотрудников РУП «Белмедпрепараты» помочь иностранной фирме подписать выгодный контракт с этим предприятием. Ставки фигурировали более чем приличные. Полмиллиона долларов предназначались главному инженеру и его заместителю, еще 300 тысячами «зеленых» сотрудники «Форсетстроя» хотели завладеть путем мошенничества сами. Почему-то они не задумывались над тем, что их знакомые из «Белмедпрепаратов» не обладают правом подписания документов предприятия. Взятку-задаток в размере 10 тысяч долларов попытались передать в гостинице «Минск», где один из фигурантов и был задержан с поличным. 

После окончания расследования Генеральной прокуратурой девятитомного уголовного дела оно поступило в суд для рассмотрения. 

------------------------------------

Как  сражаются  с  коварным злом? 

На  этот  вопрос  отвечают  представители  правоохранительных  органов,  для  которых  противодействие  коррупции  является  приоритетной  задачей 

Почему возник такой вопрос? Потому, что на недавнем совещании, посвященном укреплению обороноспособности, правопорядка и безопасности государства, Президент Беларуси борьбе с коррупцией уделил большое внимание. 

«По моему поручению, — заявил Александр Лукашенко, — были созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Пора посмотреть, как они работают, что изменилось, есть ли эффект». 

Руководители этих подразделений сегодня публично отчитываются в «Р» о проделанной работе. 

Александр РАКЕВИЧ – начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью  Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: 

— В последнее время Генеральной прокуратурой во взаимодействии с другими правоохранительными, а также контролирующими органами предпринят ряд мер по противодействию коррупции и усилению профилактической работы по ее предупреждению. При этом большое внимание нами уделялось и уделяется усилению координирующей роли прокуратуры, закрепленной в Законе «О борьбе с коррупцией». 

Указом Президента от 17 декабря 2007 года утверждено положение о координационном совещании по борьбе с коррупцией. В соответствии с этим указом прокурорам предписывается организовывать координирующую работу в данном направлении всех правоохранительных органов на всех межведомственных уровнях. 

Если анализировать борьбу с коварным злом, то ситуация вырисовывается такая. С 2003 года наблюдается постоянное снижение числа регистрируемых коррупционных преступлений. В минувшем году они по сравнению с 2006 годом снизились на 8,9 процента, а число выявленных коррумпированных должностных лиц уменьшилось на 6,9 процента. Всего в 2007 году было зарегистрировано 3084 коррупционных преступления. Для сравнения: в предыдущем году – 3387. 

Наибольший удельный вес составляют взяточничество – 34,6 процента, хищения путем злоупотребления служебными полномочиями – 21,9 и злоупотребление служебными полномочиями – 10 процентов. Три этих вида преступлений в общей структуре коррупционных злодеяний составляют две трети.  Кроме того, около 30 процентов приходится на служебные подлоги. 

Несмотря на снижение числа регистрируемых преступлений такого рода, проблема коррупции остается актуальной. Об этом свидетельствуют и решения, принимаемые Президентом, органами государственной власти и отзывы населения. Социологические опросы показывают, что две трети граждан нашей страны считают эту проблему актуальной, 48 процентов опрошенных подтвердили, что им приходилось сталкиваться с фактами взяточничества и злоупотребления служебным положением. 

Растет и ущерб, причиняемый коррупционными преступлениями. В прошедшем году он увеличился на 46,1 процента и составил 82,3 миллиарда рублей. Были расследованы за год уголовные дела по 2450 коррупционным преступлениям.

91 процент их направлен в суд. Значительно уменьшилось число прекращенных уголовных дел, что свидетельствует прежде всего о взвешенном, серьезном подходе правоохранительных органов к их возбуждению. За год 1616 таких дел расследовали органы прокуратуры, 593 – органы внутренних дел, 87 – Департамент финансовых расследований, 77 – Комитет госбезопасности. 

В нынешнем году дают о себе знать те же тенденции. За два месяца зарегистрировано 670 преступлений коррупционной направленности. Наибольшее их количество выявлено на территории Гомельской области – 119. Не произошло существенных изменений в структуре данного вида преступлений. Удельный вес взяточничества наибольший – 206  преступлений. Хищения путем злоупотребления служебными полномочиями составили 174, а злоупотребления служебными полномочиями – 93 преступления. Кроме того, зарегистрировано за январь и февраль 194 факта служебного подлога. 

Усилия в данном направлении будут в дальнейшем наращиваться. Подтверждением тому – недавнее заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором председательствовал  Генеральный прокурор  Григорий Василевич. Он ориентировал правоохранительные органы на то, чтобы их усилия в данном направлении получили новое качественное содержание. Акцент будет сделан на то, что борьба с коррупцией должна представлять целостную систему действий. 

Генеральный прокурор потребовал от подчиненных ему прокуроров постоянно (не реже одного раза в полугодие) информировать о состоянии работы в этом направлении местные органы власти и управления, публиковать данную информацию в  СМИ. 

Жесткий спрос будет предъявляться не только к правоохранительным органам, ведущим борьбу с коррупцией, но и к самим прокурорам. В частности, если коррупционные преступления будут выявляться вышестоящими прокурорами в конкретном регионе, то нижестоящие прокуроры, отвечающие за соблюдение законности в нем, будут привлекаться за бездействие и инертность к дисциплинарной и иной ответственности. С другой стороны, вышестоящие прокуроры будут оказывать нижестоящим необходимую методическую помощь. 

Виктор ЕРМАКОВ – начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Беларуси: 

— Выполняя требования Президента по усилению экономической безопасности государства, МВД в последнее время осуществило ряд мероприятий по улучшению оперативно-розыскной и иной деятельности, направленных на выявление и раскрытие коррупционных преступлений. Особо внимание мы уделяем выявлению тяжких и особо тяжких преступлений, а также наносящих значительный ущерб интересам граждан и государства. 

Перед подразделениями нашего управления поставлены две основные задачи. Первая – выявлять причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений. Вторая – сохранить экономическую стабильность в регионах, а также обеспечить возмещение причиненного материального ущерба. Чтобы добиваться достижения  этих целей, предпринят ряд организационно-практических мер по приведению структуры органов внутренних дел в соответствие с Законом «О борьбе с коррупцией». С начала минувшего года после соответствующего приказа министра в ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов были созданы управления по борьбе с экономическими преступлениями в стратегических направлениях. Так появились подразделения, основная задача которых — выявление тяжких и особо тяжких преступлений. Анализ первого года их работы свидетельствует о достаточно высокой  результативности. Численность кадров новых подразделений составляет примерно пятую-шестую часть от всего числа сотрудников службы БЭП, а вот доля выявленных ими тяжких и особо тяжких преступлений достигла 45 процентов. Почти половина из них – факты взяточничества. 

В текущем году в структуре МВД создано Главное управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. А при нем – управление по противодействию коррупционной преступности. Разрабатывается подобная структура и для региональных органов внутренних дел. Также планируется внести изменения в систему подготовки сотрудников, призванных вести борьбу с коварным злом. Наша задача состоит в том, чтобы готовить не только специалистов – оперативников и следователей, но и аналитиков. 

На ближайшую перспективу нами выделены в качестве приоритетных следующие направления: предупреждение и раскрытие преступлений в стратегических отраслях экономики, в сфере приватизации, разгосударствления собственности, пресечение незаконного оборота подакцизных групп товаров, теневых схем вывоза капиталов за рубеж, контроль за расходованием бюджетных средств и другие. 

Как показывает практика, организация теневой деятельности невозможна без соответствующего прикрытия. Используя пробелы в законодательстве, несовершенство системы управления отдельными отраслями экономики и другие факторы, дельцы под прикрытием коррумпированных должностных лиц для получения сверхприбылей применяют все более изощренные преступные схемы. Это требует от правоохранительных органов выработки новых форм и методов работы, способных эффективно противостоять совершению коррупционных преступлений. Для успешного подавления коррупции необходима система мер, средств и усилий, обеспечивающих выстраивание прозрачных экономических отношений. Многие коррупционные преступления удалось бы предупредить, если бы в обществе формировалось устойчивое негативное отношение к взяточникам и расхитителям. 

Дмитрий РЕУТСКИЙ – начальник отдела Главного управления экономической безопасности Комитета государственной безопасности Республики Беларусь: 

— Деятельность Главного управления экономической безопасности КГБ, которое создано недавно, сориентирована на добывание информации о реальных и потенциальных опасностях в экономической сфере, выработку адекватных мер по их пресечению, локализацию возможных негативных последствий, а также на своевременное информирование руководства страны о вскрытых внешних и внутренних угрозах. 

По инициативе Комитета госбезопасности в последнее время принят ряд нормативных актов, в том числе и указов главы государства, укрепляющих безопасность страны в области нефтехимии, лесопереработки, игорного бизнеса и иных высокодоходных отраслях экономики, которые всегда притягивают криминальные структуры. В минувшем году органами госбезопасности пресечена деятельность 270 должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. В их число вошли руководители Оршанского авиаремонтного завода, холдинга «Могилевпищепром», Скидельского сахарного завода и ряд других. 

Ликвидированы девять устойчивых преступных групп общей численностью более 80 человек, причастных к вымогательству, хищениям, контрабандным каналам и другим видам преступлений. Пресечен ущерб государству в сумме 164 миллиардов рублей. Ликвидированы схемы хищений государственного имущества на «Беларускалии» (свыше 8 миллионов долларов), «Минскэнерго» (2,5 миллиона долларов), Гомельском отделении Белорусской железной дороги (1,8 миллиарда рублей), военно-технического имущества в Министерстве обороны. 

Сегодня нами практикуется новый подход к организации оперативно-розыскной деятельности. Она стала строиться не от выявленных фактов, а от проблемы. Это позволяет на основе постоянного и системного анализа обстановки в выделенных сферах экономики обеспечивать руководство страны и органы государственного управления информацией, необходимой для принятия выверенных политических, экономических, управленческих и иных решений. Именно такие решения, принятые по результатам пресечения Комитетом госбезопасности деятельности преступных группировок, позволили значительно снизить криминилизацию сферы оборота алкогольной продукции, экспорта лесоматериалов и нефтепродукции, а также в целом  теневой сферы экономики. 

В качестве примера эффективного подхода к локализации скрытой проблемы можно привести проделанную комитетом работу по предотвращению незаконного оборота лесопродукции. Нашим управлением был вскрыт механизм хищения лесной продукции и незаконной реализации на экспорт лесоматериалов с участием лжеструктур теневого банка. В результате принятых мер пресечена деятельность двух преступных групп. Первая (в ней числилось 15 человек) специализировалась на незаконном экспорте лесопродукции под прикрытием одной из фирм. Вторая (количеством 20 человек) обеспечивала перераспределение финансовых ресурсов. О масштабах противоправной деятельности свидетельствует объем незаконного экспорта пиломатериалов. Он составлял около 10 процентов от всего республиканского экспорта этой продукции. Незаконный оборот финансовой группы составлял примерно 300 миллиардов рублей. В отношении членов первой преступной группы возбуждено уголовное дело по хищению, недавно оно направлено в Верховный Суд. Члены второй группы будут держать ответ в суде за незаконную предпринимательскую деятельность. Принятыми КГБ мерами в данном случае предотвращен незаконный возврат НДС из государственного бюджета на сумму 1,7 миллиарда рублей, на счетах лжеструктур заблокировано более 2 миллиардов рублей. При расследовании уголовных дел такого рода выявлены негативные тенденции, связанные с вывозом на экспорт пиломатериалов по заниженным ценам. Принятыми мерами удалось стабилизировать ситуацию в лесной отрасли, в том числе связанной с экспортом лесопродукции. Как результат – в 2007 году объем продаж лесопродукции  на биржевых торгах увеличился в 1,4 раза, экспортные цены выросли в три и более раз. Это позволило белорусским экспортерам получить солидную дополнительную выручку. 

Данный пример наглядно показывает практикуемый Комитетом государственной безопасности подход к организации своей работы, которая направлена не только на пресечение фактов незаконной деятельности, но и  на устранение ее предпосылок, создание условий для эффективного функционирования экономики.