Суббота, 29 марта 2008 г.
№ 60 (4483)

Где же на дороге глава угла?

Николай ГРАДЮШКО, «Р»

БАЭС провела собственное расследование причин аварийности. Выводы отличаются от позиций Госавтоинспекции 

На Минской кольцевой автодороге опять попал под колеса пешеход. На улице Московской вдребезги разбилась очередная машина. А на площади Бангалор и вовсе дорожные происшествия случаются едва ли не каждый день. В столице десятки очагов аварийности, с которыми надо бороться. И уже сегодня понятно: одними штрафами делу не помочь… 

По инициативе ГАИ научный подход к проблемам безопасности движения применила Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). Специалисты изучили статистику аварийности в столице за 10 лет (с 1996-го по 2007 год) и сравнили данные по Минску с 40 городами мира — от Эдмонтона и Стокгольма до Казани и Новосибирска. В расчет брались не только дорожные аварии, но и городские бюджеты, доходы граждан, уровень автомобилизации и многое другое. Отчет готовился несколько месяцев и занял более ста страниц. Он уже одобрен в ГАИ Минска и МВД Беларуси. 

— Один из главных выводов отчета: у нас во главу угла ставится поиск виновника ДТП, — говорит председатель правления БАЭС Юрий Важник. — Милиция работает по схеме: авария — следствие – обвинение – наказание. На Западе же распространена другая схема: детальное изучение цепочки событий, повлекших беду. Потом разрабатываются меры по устранению причин аварий и отслеживается их эффективность. 

БАЭС провела собственное исследование причин аварийности. Выводы несколько отличаются от позиций Госавтоинспекции. Например, по официальной статистике, почти в 100 процентах случаев аварию провоцирует поведение участников дорожного движения. По данным БАЭС, явная вина водителя или пешехода есть лишь в двух третьих всех аварий. А в половине и более случаев на безопасность влияет дорога: ее расположение, конструкция, разметка, фонари, знаки. Это относится не только к Минску, но и ко всей Беларуси. 

Взять для примера хотя бы злополучный пешеходный переход в деревне Королев Стан под Минском. Люди перебегают дорогу, потому что подниматься на мост неудобно. Старик с трудом осилит пятиметровую высоту, подвыпивший человек попросту махнет рукой на ступеньки. Только сейчас здесь собираются ставить заградительный трехметровый щит, хотя если бы он появился несколько лет назад, удалось бы спасти с десяток жизней. Но лучше всего, конечно, было бы построить здесь подземный пешеходный переход. 

— В Беларуси многое делается для профилактики аварий, но, к сожалению, не все мероприятия досконально продумываются, — считает Юрий Петрович. — Например, до реконструкции Минской кольцевой автодороги на ней ежегодно гибли около 10 человек. После 2000 года – резкий скачок аварийности на обновленной скоростной трассе — до 30 жертв за год. Сейчас всю дорогу осветили, построили дополнительные пешеходные переходы. Стало безопаснее. Но если бы все было спроектировано и доведено до ума с самого начала, то можно было бы спасти около 120 человек. Такая вот несоразмерная плата за некомпетентность и ускоренные сроки строительства. 

К слову, в Минске в сферу безопасности дорожного движения каждый год вовлекается более 35 миллионов долларов. По мнению Юрия Важника, немалая часть средств и сил тратится впустую. Дорогая автоматизированная система управления светофорами (АСУД) не настроена на снижение аварийности. Практически каждый капитальный ремонт улиц приводит к повышению аварийности, ведь скорости возрастают, а мер по безопасности не добавляется. Кстати, еще один парадокс: в нашей стране за безопасность движения отвечает не владелец дорог, а его контролер — ГАИ. 

Не дают особого эффекта и большинство краткосрочных пропагандистских и контрольных акций ГАИ. Показательный пример: осенью прошлого года ГАИ проводила в Минске однодневную акцию «Пропусти «скорую», до и после которой за неделю в городе перевернулись три медицинские «газели». Не столь эффективна, как ожидалось, кампания по фликерам в столице. Если в 2006 году 55 процентов наездов на пешеходов случались в темное время суток, то в прошлом году — уже 60 процентов. А вот искусственные неровности молча и надежно спасают людей: каждые 10 «спящих полицейских» — это минус 1 погибший и 3 раненых пешехода в год. 

И еще одно важное замечание БАЭС. ГАИ много сил отдает разбору мелких ДТП. В Минске каждый год их происходит более 30 тысяч. И даже из-за царапины на бампере надо вызывать на разбор ГАИ, оставаться на месте, создавая тем самым заторы. Во многих странах за рубежом оформлением таких происшествий занимаются страховые компании. А дорожные полицейские в это время заняты более важными делами: спасают жизни. 

И все же, несмотря на недостатки, в прошлом году программа «Минус 100» перевыполнена более чем в два раза. Однако, по мнению специалистов, этот результат достигнут в основном за счет административного ресурса, ставки на наказание. Ради  результата все инспекторы брошены на сверхурочное патрулирование. Но постоянно так продолжаться не может… 

Очевидно, сегодня пора пересмотреть подходы к борьбе с аварийностью. Здесь-то и пригодятся выводы и рекомендации БАЭС. Они затрагивают не только ГАИ, но и всех нас. 

— На Западе, особенно в Скандинавии, безопасность уже укоренилась в сознании людей, стала важнейшим жизненным приоритетом, — замечает Юрий Важник. – В Стокгольме ежегодно в дорожных авариях погибают 8—9 человек (в 10 раз меньше, чем в Минске). В этом заслуга не только власти, но и каждого человека, который бережно относится к своей жизни и окружающим людям. 

Компетентное мнение 

Игорь ВАНИЦКИЙ, заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси: 

Независимая оценка твоей работы со стороны очень важна, поэтому мы только приветствуем отчет БАЭС. В нем немало критики, и мы постараемся учесть все замечания и выполнить рекомендации. В частности, сейчас продумываем возможность передачи разбора мелких ДТП страховым компаниям. Это позволит инспекторам больше времени уделять своим основным обязанностям – следить за безопасностью движения. Но для начала хотим изучить общественное мнение по этому вопросу.