Не народ для ўрада, а ўрад для народа. Кастусь КАЛIНОЎСКI Текстовая версия
www.respublika.info № 212 (4391) Вторник, 13 ноября 2007 г.

Тема номера

Дизель на вырост, или Не кашляй от выхлопа, Европа!

Вячеслав БЕЛУГА, «Р»
Дизель  на  вырост, или  Не  кашляй  от  выхлопа, Европа!

Минский  моторный  испытал  двигатель  стандарта  «Евро-4»,  которому  предстоит  конкурировать  на  мировом  рынке

То, что новый двигатель Минского моторного завода более экологичный, чем его предшественники, видно и без всяких приборов. Лишь легкое покачивание воздуха и негромкий шум мотора свидетельствуют о том, что дизель работает. Конкуренты минчан в СНГ еще разрабатывают аналоги класса «Евро-4» для грузовиков и автобусов, а генеральный директор ММЗ Николай Лобач и помощник Президента Беларуси Сергей Ткачев под аплодисменты уже запустили в работу первый бездымный агрегат.

У него меньше расход топлива, выброс окислов азота, твердых частиц и так хорошо знакомого автомобилистам CO. Всего-то 1,5 процента против четырех у такого же двигателя стандарта «Евро-2». С более старшими предшественниками и сравнивать нечего — те уступают, как минимум,
в десять раз.

Идея уменьшить вредные выбросы от горячих автомобильных сердец сама по себе хороша. Но если бы знали потребители и окружающие, как защита экологии заставляет напряженно работать изворотливую конструкторскую мысль!

С 1997 года на Минском моторном внедряют рекомендованные Европейским союзом стандарты. Но их требования год от года все строже и строже. И хотя нормы «Евро-4» вступают в силу с 1 января 2010 года, за оставшееся время заводчанам нужно успеть поставить новую продукцию на конвейер.

— Не оставляет сомнений, что серийное производство нового двигателя Д-249 будет освоено к IV кварталу 2009 года, — заверяет генеральный директор Николай Лобач.

— СМИ все чаще пишут, что двигателям внутреннего сгорания осталось недолго работать, — говорит главный конструктор ММЗ Роман Каменецкий. — Однако заводы-производители стремятся успеть сделать такие конструкции, которые бы свели выбросы к минимуму. Это дается очень тяжело. Когда мы разрабатывали двигатели «Евро-2», казалось, что подобная задача просто невыполнима. 

Осознавая важность создания нового дизеля, руководство завода выделило для этого проекта самое лучшее. В команду конструкторов вошли перспективные молодые кадры, а для нужд производства завод закупил десятки единиц современного оборудования. Два года конструкторы работали без выходных, часами задерживаясь после смены. Это была уже не модернизация мотора, как в случае, когда внедрялись нормы «Евро-3», создавалась совершенно новая конструкция. Без электронного управления топливоподачей не обойтись, осознали разработчики. Плечо снова подставили немцы. Сотрудничество с одним из признанных лидеров в разработке дизельных двигателей — фирмой «Robert Bosch» — началось еще в 2003 году. Тогда немецкие конструкторы помогли белорусам внедрить систему топливоподачи «Common Rail» на двигателях стандарта «Евро-3». 

Нынешняя разработка ММЗ получила индекс Д-249. Это прародитель будущего семейства двигателей «Евро-4», возможно, и «Евро-5» — четырехцилиндровый рядный агрегат объемом 4,75 литра и мощностью 190 лошадиных сил. По габаритам и массе он похож на предшественника — Д-245.

Но это лишь внешнее сходство двух абсолютно разных по внутреннему строению агрегатов. Мощность Д-249 при том же рабочем объеме возросла до 140 кВт против 90. 

В I квартале будущего года Минский моторный завод займется эксплуатационными испытаниями новинки на МАЗе и московском ЗИЛе. А уже вчера на ММЗ приступили к стендовым испытаниям Д-249. Впрочем, если с продажей двигателей «Евро-3» у белорусов нет проблем — российские ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ и белорусский МАЗ охотно устанавливают их на свои машины, то массовость будущих продаж семейства Д-249 россияне ставят под сомнение. 

— Не будем скрывать, мы вложили серьезные деньги в разработку аналогичного двигателя стандарта «Евро-4» на Ярославском моторном заводе, — заявил журналистам представитель группы ГАЗ. 

Понятно, что здесь минчанам предстоит сражаться с конкурентами за счет конструктивных преимуществ, объемов продукции и, безусловно, скорости внедрения разработки на конвейер. Первый бой — в первенстве создания — уже выигран. Будут ли одержаны победы в иных номинациях – покажет время. 

Пока же с 1 ноября ММЗ начал серийный выпуск дизельных двигателей «Евро-3» и «Tier 3А» (тракторной модификации), поскольку с 1 января 2008 вступает в силу экостандарт «Евро-3». До конца года завод изготовит 100 таких силовых агрегатов, а в будущем году предприятие намерено взять планку в 30 тысяч единиц. Всего же в 2007 году ММЗ выпустит 132 тысячи двигателей. В 2008 году завод должен изготовить 5 тысяч дизелей «Tier-3» для Минского тракторного завода. Машины с такими двигателями смогут экспортироваться в Европу – теперь белорусский землепашец вписывается в строгие эконормы. А они продолжают ужесточатся. И недалек тот день, когда на смену солярке и бензину придет биотопливо. Как рассказал заместитель министра промышленности Беларуси Валентин Гуринович, в 2007 году ОАО «Гродно Азот» изготовит 5 тысяч тонн биотоплива с добавлением 5 процентов метилэфира. Под него на Минском моторном заводе уже начали разрабатывать дизельные двигатели. 

На снимке: Минский моторный представил двигатель "Евро-4".

Оцените материал:

Написать автору

Ваше имя *: Все поля, помеченные *, обязательны для заполнения.
E-mail *:
Сообщение *:

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Номер газеты:
© 1991 - 2005, <РЭСПУБЛIКА>. Все права защищены.
Редакция сайта: [email protected]
Администратор: [email protected]
Экспорт заголовков и анонсов
в формате XML/RSS 2.0
Разработка сайта:
Дизайн-студия Дмитрия Борового
Rating All.BY Rambler's Top100 Каталог TUT.BY