Не народ для ўрада, а ўрад для народа. Кастусь КАЛIНОЎСКI Текстовая версия
www.respublika.info № 234 (4413) Четверг, 13 декабря 2007 г.

«Неродная» кровь

Наталья СТАСЬКО

Пусть ты мне сын, но истина дороже… 

Еще, наверное, ни одно научное изобретение не принесло людям столько семейных драм, как ДНК-анализ на установление отцовства. Раньше ведь как: глаза папины, нос вроде тоже, ну и слава богу. Сегодня наука, разгадав геном человека, вносит в судьбы семей свои коррективы. И потребность людей знать правду растет с каждым годом. 

— Раньше ДНК-анализы мы делали только по решению суда. Сейчас они доступны каждому, а это одна из причин их возрастающей популярности, — рассказывает Сергей Боровко, заведующий генотипоскопическим отделением Государственной службы медицинских судебных экспертиз. — К примеру, в 2002 году у нас было проведено 106 таких исследований, в 2005-м — 237, а за прошедший период нынешнего года — уже свыше 270. Вот и сравнивайте. Сама процедура достаточно простая, и уже через месяц готов ответ. Услуга, по сути, анонимная. Результаты тестирования показываем только лицам, подавшим заявление на его проведение. 

По словам Сергея Боровко, методы исследования ДНК в Беларуси начали применять с 1994 года. Технология постоянно развивалась: вначале анализы проводили, можно сказать, вручную, сегодня эксперты работают с оборудованием, которым оснащены практически все лаборатории мира. 

В республике исследования ДНК проводят также в НИИ криминалистики и судебной экспертизы Минюста и в Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД. Однако последний обслуживает в первую очередь криминалистическую область, в отличие от двух других учреждений, которые ориентируются и на гражданские дела, в том числе и личные обращения людей. 

Одних отцов гонят в лаборатории разъедающие душу сомнения, других — «обработка» бдительной родни. Бывает, к ДНК прибегают сами женщины установить момент истины — кто же отец ребенка. 

Нередко за анализами на установление отцовства обращаются так называемые «левые» жены, объявившиеся после смерти «супругов» перед их официальными семьями. Вероятно, в надежде войти в долю наследства ведут своих внебрачных детей на тесты. Раньше, по словам специалистов, таких случаев практически не было. 

— Бывает, мужчина приходит один, без жены и ребенка, — говорит Геннадий Кожух, заведующий лабораторией молекулярно-биологических исследований института криминалистики. — На мой взгляд, это разумно: человек хочет знать правду, а высказанные супруге подозрения, понятно, могут привести к самым серьезным последствиям. 

Существует мнение, что, вполне вероятно, люди, работающие с ДНК-анализами, могут допустить ошибку, поскольку метод определения отцовства очень чувствительный. Для искажения результатов достаточно, чтобы микроскопический кусочек кожи или волос лаборанта случайно смешался с образцом анализируемой ДНК. Ученый секретарь НИИ криминалистики и судебной экспертизы Иосиф Цыбовский по этому поводу говорит: 

— Мы проводили научное исследование: если взять 95 процентов ДНК одного человека и добавить 5 процентов другого, то с большой степенью вероятности эти 5 процентов будут «заглушены». Так что случайное загрязнение на конечных показателях не скажется. Вообще, часто задают вопрос: можно ли результат считать стопроцентно достоверным? Считается, что экспертиза дает абсолютно точный отрицательный ответ — не отец. Но в случае положительного результата точность анализа — 99,9. Принимать или не принимать его как стопроцентный — по-моему, это уже, что называется, дело вкуса. 

Большинство обращений по набору исследований ДНК связано с алиментами. По словам адвоката юридической консультации № 3 Минской областной коллегии адвокатов Ирины Калининой, ДНК-тест нередко последний аргумент в спорах об их уплате. Чаще за юридической помощью в разрешении таких ситуаций обращаются женщины. Но и многие «отцы семейств» упорно защищают неприкосновенность своего бюджета. Дело ведь еще в том, что в соответствии с Кодексом о браке и семье женщина, ребенок которой не достиг 3-летнего возраста, имеет право также и на свое содержание. Бывают случаи, рассказывает Ирина Калинина, когда мать, собираясь выехать за границу, не может получить обязательного разрешения на выезд ребенка у его папы. Зачастую таким образом мужчины мстят за некогда установленное отцовство. И в этих случаях проблему решает суд. 

Можно сколько угодно говорить об излишней подозрительности современных отцов, но почти 30 процентов ДНК-тестов подтверждают такие сомнения. В прошлые годы количество отрицательных результатов (не отец) было практически вдвое меньше. Может, в этом случае уместно говорить о последствиях смены морально-нравственных подходов к организации семьи. 

— Взаимоотношения молодых людей сейчас имеют более свободный характер. Мы это видим по нашим клиентам. Если раньше пары, которые приходили на тестирование, были очень напряжены, взволнованы, то о сегодняшних родителях этого не скажешь, — отмечает Геннадий Кожух. 

Может, лучше бы ДНК-анализы и не были такой доступной услугой, чтобы не «услужить» очередной семье, разрушив ее. Хотя… Если любовь есть, «неродная» кровь бессильна. 

Оцените материал:

Написать автору

Ваше имя *: Все поля, помеченные *, обязательны для заполнения.
E-mail *:
Сообщение *:

Все статьи рубрики Наука и образование

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
4
5
6
7
9
10
11
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Номер газеты:
© 1991 - 2005, <РЭСПУБЛIКА>. Все права защищены.
Редакция сайта: [email protected]
Администратор: [email protected]
Экспорт заголовков и анонсов
в формате XML/RSS 2.0
Разработка сайта:
Дизайн-студия Дмитрия Борового
справочник лекарств ремонт своими руками Pink Floyd 7th-sky.net советские мультфильмы болты и гайки
Rating All.BY Rambler's Top100