Без формализма и бюрократии!
Бюрократический стиль руководства с неизбежной волокитой и практически откровенным равнодушием чиновника к нуждам гражданина постепенно уходит в прошлое. Это — итог грамотной государственной политики, направленной именно на дебюрократизацию общества. «Расстояние» между властью и народом сокращают работа по принципу одного окна, обязательные в каждую среду месяца приемы граждан руководителями органов управления, книги замечаний и предложений. Категорически противопоказаны любые проявления формализма и бюрократии в такой тонкой и деликатной сфере, как оказание адресной социальной помощи. Алгоритм действий прописан четко: власть сама должна идти к человеку, из первых рук и уст узнавая о его чаяниях и нуждах. О том, как это реализуется на практике, рассказывают корреспонденты «Р».
-------------------------------
Компенсации есть, ажиотажа нет
Студентам ведущего в Беларуси экономического университета возместят оплату за проезд. Если они… обратятся
Руководство Белорусского государственного экономического университета приняло решение возместить некоторым студентам стоимость проездных билетов, определив для этих целей отдельную статью расходов – 60 миллионов рублей на год. Порядок компенсации оговаривается в специально утвержденном положении, которое станет хоть и временным (до принятия правительством страны соответствующего нормативного акта), но неплохим подспорьем для нуждающихся в помощи студентов.
По словам Михаила Борейши, председателя студенческого профсоюзного комитета БГЭУ, компенсироваться проезд будет из стипендиального фонда, который, как и прежде, составляет 1,5 процента от бюджетных средств университета. На эти цели планируется расходовать по 3 миллиона рублей в месяц для студентов бюджетной формы обучения и столько же — для платников.
— Рассчитывать на компенсацию вправе лишь те, кто документально может подтвердить свое тяжелое материальное положение, — отмечает Михаил Борейша. — Критерием нуждаемости является средний доход семьи, не превышающий 200 процентов величины бюджетного прожиточного минимума на душу населения, утвержденного правительством Республики Беларусь, за два последних квартала. Помимо справки о доходах семьи, ее составе и наличии других студентов, обучающихся в вузах на стационаре, заявитель должен представить в деканат проездные документы, подтверждающие расходы на транспорт за предыдущий месяц.
В положении выделена первоочередная группа студентов, которые вправе претендовать на компенсацию: дети-сироты, инвалиды, из многодетных семей, чернобыльцы, дети военнослужащих либо служащих в органах МВД, погибших или ставших на службе инвалидами, и другие.
Нуждающимся студентам будет оказана помощь при поездках к месту проживания семьи: 2 поездки в семестр междугороднего сообщения и 4 пригородного будут компенсированы на 50 процентов каждая. Что касается проезда в городском транспорте общего пользования, студентам, не проживающим в общежитиях, будет возмещена стоимость проездного талона не более чем на один вид транспорта до двух раз в семестр.
Как отметил Михаил Борейша, положение вступило в силу около двух недель назад: с начала второго семестра. Пока только идет сбор заявок, которые на днях будут рассмотрены и проанализированы комиссией.
По предварительным данным, в среде студентов нет особого ажиотажа и желания получить компенсацию за приобретение проездных билетов. В администрации самых крупных факультетов и тех, где студентов из сельской местности всегда было не менее 50 процентов, с заявлениями обратилось буквально по одному человеку. Но это можно объяснить тем, что второй семестр совсем недавно начался и еще не все студенты узнали о нововведении и ознакомились с ним.
Жанна ЛАЗОВСКАЯ, «Р»
--------------------------
Хитрость не сработала — проситель слукавил…
Кто не любит путешествовать? За границу или в пределах своей родины? Я таких людей не знаю. Вдвойне хорошо, по логике иных весьма «сознательных» элементов, счет за собственный отдых или турпоездку выставить государству. Мол, оно богатое – всех обогреет, за все заплатит. Человек с такой вот иждивенческой психологией запросто договаривается со своей совестью и несет заявление на оказание материальной помощи в органы социальной защиты, которым, кстати, самим уже впору ставить блокпост от потока недобросовестных «нуждающихся».
Заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Сморгонского района Тереса Сушинская знакома с такими просителями, которые так и не стали получателями, лично. Каждое заявление об оказании адресной материальной помощи сотрудниками управления рассматривается без придирок, но тщательно. Иногда с заявителями приходится встречаться и по нескольку раз, пока не будут собраны и подготовлены все необходимые документы. Случалось, что именно их отсутствие приостанавливало необоснованные выплаты. Например, некоторые сморгонцы отдыхали в санаториях по собственному желанию и за собственные средства, а вернувшись, пытались «отбить» кровные и обыгрывали дело так, будто необходимость поездки была вызвана тяжелым состоянием здоровья. Однако хитрость не сработала: подтвержденных медицинских рекомендаций у них не было.
— К сожалению, многие хотят необоснованно воспользоваться адресной помощью, — говорит Тереса Петровна. – Мы стараемся людям верить, входим в их тяжелое положение, а они иной раз на это и рассчитывают. Правда, случаи единичны, и большинству все же назначается государственная социальная помощь. Из обратившихся в нынешнем году 296 семей помощь назначена 239 на три месяца. Выплаты уже получили 223 семьи. Из причитающихся 115,6 миллиона израсходовано 40.
Кстати, такая сумма – 40 миллионов белорусских рублей – была выплачена в Сморгонском районе за весь прошлый год 143 обратившимся семьям. Очевидно, что количество адресатов господдержки увеличилось.
По словам Тересы Сушинской, на это повлиял рост критерия малообеспеченности. Если в прошлом году он исчислялся 60 процентами от бюджета прожиточного минимума, то сегодня это все 100 процентов. В основном за адресной помощью обращаются многодетные, неполные семьи, те, кто воспитывает детей-инвалидов, матери-одиночки.
— Что касается незамужних женщин, воспитывающих детей, то именно материальная государственная поддержка стимулирует многих из них как можно дольше не регистрировать отношения с отцом ребенка официально, — высказывает свое мнение Тереса Петровна. – На мой взгляд, эту сторону господдержки не мешало бы пересмотреть и поддерживать больше полные семьи, а не одинокие, чтобы у последних появился стимул.
Жанна ЛАЗОВСКАЯ, «Р»
--------------------------
Отреагировали… в свою сторону
Книга замечаний и предложений кое-где в Бобруйске доступна только для благодарностей…
Нужна ли книга замечаний и предложений в торговой сфере? Вне всякого сомнения! Покупателю, чтобы он мог свободно высказать свою точку зрения на обслуживание, что-то подсказать, кое-кого и пожурить. Руководству торговли, если оно не боится объективной критики, тоже: это ведь помощь в укреплении дисциплины, порядка.
У меня, правда, есть подозрения, что кое-кто воспринял этот документ как что-то ненужное, инородное… В связи с этим вспоминается мини-маркет «Европа» в 6-м микрорайоне Бобруйска. Его хозяин и мысли не допускал, чтобы должным образом отреагировать на замечания покупателей, которых было немало по поводу загруженности торговых площадей (одна покупательница зацепилась и порвала пальто), больших очередей, по выкладке товаров. Жители близлежащих домов жаловались на беспрестанное гудение вентиляторов, охладительных установок. Но их не слушали… И городское управление торговли не вмешалось по-настоящему. В результате хозяин торговой точки злоупотребил служебным положением, попал на скамью подсудимых, лишился имущества. А ведь большие его ошибки начинались с малых: пренебрежения интересами покупателей, допущения чувства собственной значимости и неуязвимости.
Или вот факт. В 5-м микрорайоне нехорошей славой пользовался один из торговых павильонов. Одна моя знакомая как-то купила здесь мясные продукты, а затем зашла в соседнюю торговую точку и взвесила: оказалось, обманули. Продавец павильона сразу вернула лишние деньги, а вот книгу замечаний и предложений дать отказалась.
Итак: здесь книгу дали, там нет, где-то на критику отреагировали, а где-то… В результате недоверие: «А что толку писать, все равно ничего не изменится…» «Да, нужен документ, но он по-настоящему не работает!»
Вот и у меня сложилось двоякое впечатление от ознакомления с книгами замечаний и предложений в ЧУП «Дом Лазурит-Торг», гастрономе «Красавiк». Вроде они есть, но находятся у заведующих, которых не всегда застать можно. Начинаю листать – пять-шесть записей. И то в основном положительные. Неужели проблем нет, идеальная работа? С трудом верится. Скорее, потому, что нет доступа к важному документу. Об этом приходится сожалеть.
Впрочем, за одну запись в книге «Лазурит-Торга» «зацепился». Покупатель Андрей Анисимов жалуется, что при покупке ему недодали сдачу в 5 тысяч рублей. Тут же указан номер его мобильного телефона. Не поленился позвонить и узнать, чем кончилась вся эта история? «А пока ничем, — ответил он. – Мне не вернули деньги. Дело же не в пяти тысячах, а в принципе. Да и книгу замечаний и предложений пришлось буквально вырывать».
В универсаме «Верас» книга предложений хотя и находилась в «Уголке покупателя», но была так завалена какими-то бумагами, что и не сразу обнаружишь. Неудивительно, что не все продавцы сразу могли назвать место ее нахождения. Но, как говорится, простим. А что же в самой книге? Тоже немного информации: жалуются на то, что в баре, который под одной крышей с универсамом, нет стульев, что посетителям приходится стоять, что одной из работниц универсама не было продолжительное время на рабочем месте… Глубоко проблемы (с маленьких начинаются большие) не затрагивались. Ну а как, если документы нечасто видишь?
Комментарий начальника управления торговли и услуг горисполкома Анатолия Киселева:
— Сегодня речи о том нет, — отметил Анатолий Эдуардович, – нужна ли книга замечаний и предложений. Это обязательный документ и имеется он во всех 640 магазинах различных форм собственности. В том числе, кстати, и в нашем управлении. Заходи, если считаешь нужным, вноси предложения. Будем только этому рады – помощь в работе.
На мой взгляд, именно так понимают назначение книги и в большинстве торговых точек. Пример тому – торговое предприятие «Омега-Люкс». Там, сколько проверок по ней ни проводили, все в норме: если есть жалоба, то на нее всегда дается своевременный ответ. Не возникает конфликтов с покупателями. На такую работу мы ориентируем и всех остальных.
Недавно, правда, зашел в одну торговую точку и пришлось персонал, как говорится, ставить по стойке смирно. Не думаю, что и покупатели были довольны, отсюда и жалобы… Реагируй! В противном случае виновных ожидает штраф от четырех до десяти базовых величин, который накладывает, по нашему представлению, административная комиссия горисполкома. За прошлый год около полусотни работников торговли понесли такое наказание. Мы ведем банк данных. И если предприятие в течение года дважды и более раз подвергалось административному наказанию, оно может лишиться лицензии. Правда, до такого еще не доходило, но кое-кто рискует…
Николай ДАВИДОВИЧ, «Р»