...Здесь будет город-сад?
«На этом же участке, — поделилась планами ведущий научный сотрудник ботанического сада, кандидат биологических наук Наталья Лунина, — появятся и растения, которые известны и популярны в Беларуси с XVIII—XIX веков». Речь идет о цветах, которые некогда цвели в панских палисадниках и настолько прижились в нашей стране, что и названия получили белорусские. Постепенно старинная экспозиция согласно задумке перейдет в современную, которая также будет составляться из цветов, полученных садом в дар. «Мы с удовольствием посадим здесь и ваши любимые цветы», — обратилась с призывом Наталья Михайловна. К слову, сюда уже поступают растения изо всех регионов Беларуси. Правда, погода немного подвела: не везде взошел газон, кое-что придется пересаживать, но… Доброе начало положено. Впрочем, задумок у сотрудников ботанического сада великое множество. «Планируем сделать еще несколько интересных садиков, — отметила собеседница. — В Бруклинском саду, например, есть парк Шекспира, где раскинулось зеленое великолепие, описанное в его произведениях. Мы хотим создать парк наших белорусских писателей».
Основной же задачей ботанического сада, по словам его директора, академика НАН Беларуси Владимира Решетникова, является превращение сада в уникальный природный комплекс Беларуси. «У нас очень много к этому предпосылок», — убежден Владимир Николаевич. Ведь не в каждом государстве бывает так, что сад расположен в центре крупного города. Это значит, что он может работать сразу по нескольким направлениям: как просветительский центр, как центр сохранения биоразнообразия, эковоспитания, ну и как просто место отдыха жителей столицы. (Только по билетам ботанический сад ежегодно посещают до 200 тысяч человек.) Еще одна из целей руководства ботанического сада — собрать коллекцию растений в таком масштабе, чтобы войти в десятку лучших садов мира. Впрочем, уже сегодня мы в сравнении с аналогичными структурами на постсоветском пространстве выглядим вполне достойно. Ботанический сад просторный, как и Минск, хорошо спланирован, здесь собрана богатейшая коллекция растений. Судите са-ми: только тюльпанов около 500 сортов! Но равняются здесь на лучших. «У нас есть такие маяки, как британский сад «Хью Гардн», который находится под патронажем королевской фамилии, — признается Владимир Решетников, — там содержится тридцать четыре тысячи видов и разновидностей растений. У нас – 9300, никак не можем мы перешагнуть десятитысячную планку…» Причин этому множество. В частности, проблема в том, что большая часть растений сада являются оранжерейными. Чтобы их сохранить, нужна хорошая оранжерея. «Мы приступили по президентскому проекту к строительству хорошей современной оранжереи на 600 квадратных метров, где планируется представить растения тропиков и субтропиков. В прошлом году была сдана первая очередь – пока реконструировали имеющиеся площади». Кроме того, по словам директора, многое делается, чтобы развернуть здесь собственную селекционную работу, дабы получать новые сорта и разновидности. Ботанический сад за последние годы создал и зарегистрировал 22 собственных (!) сорта. Наши растения уехали пока только в Украинский ботанический сад, но… Говорить о коммерческой стороне вопроса пока не приходится: масштабы распространения невысокие, да и сады постсоветского пространства не особенно богаты.
Тем не менее если тот же упомянутый английский ботанический сад содержит коллекцию растений большей частью ради самой коллекции, то в Минске она существует и ради изучения, и ради практического использования. «Мало какие сады имеют такое сильное научное обеспечение, как мы, – утверждает собеседник. – Мы рассуждаем так: это лекарственное, это можно внедрить в лесное хозяйство, это в зеленое строительство и так далее».
Вместе с тем на многие проекты и идеи денег катастрофически не хватает. «Нам очень помогают Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Мингорисполком, администрация нашего района, — отмечает Решетников, — а в 1999-м сад лично посетил Президент, после чего появилась программа по реконструкции. Она движется, но, может, не так быстро, как хотелось бы». Помогают и спонсоры. В частности, благодаря поддержке кампании «British American Tobacco» в саду появилась новая коллекция рододендронов.
Многое уже сделано, но и о многом пока остается только мечтать. «Если были бы средства, — признается Владимир Николаевич, — благоустроили бы территорию: дорожки, водную систему. Мечтаем о фонтанах, но пока, к сожалению, у нас ни одного нет».
Впрочем, есть у сотрудников Ботанического сада мечты более чем прозаические: чтобы посетители сада вели себя достойно. «Некоторые люди считают, если билет куплен, то можно делать в саду что угодно, — сокрушается Наталья Лунина. — Есть у нас, например, такая композиция, как альпийская горка, — место красивое, все хотят там сфотографироваться, но… Нет, чтобы встать на полянку, непременно нужно пройтись по растениям. После выходных сотрудники приходят туда — и руки опускаются, т.к. все вытоптано. Перекапываем, подсаживаем… И так без конца».