Над голубыми глазами озер
— С уловом, — чертыхнулся заместитель директора охотхозяйства «Европарк» Геннадий Лазаренко и принялся распутывать намотавшуюся на винт рыболовную сеть. Улов и в самом деле оказался знатный. В стометровой сети трепыхались четыре линя, подлещик, карась, и каждый весом под килограмм.
— Недавно поставили, — авторитетно заметил Лазаренко, по одному ему известным признакам определив время браконьерского «закидона».
Смотав сеть с рыбой, двинулись прямиком к берегу, где нас уже поджидали начальник Россонской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Тысенчук и директор «Европарка» Александр Сидоренко. Однако наши рыбацкие трофеи не произвели на них большого впечатления. Главный россонский эколог даже попенял моему попутчику на скудность добычи, а когда я попытался не согласиться с таким раскладом, привел прямо-таки убийственную статистику. Только за последних три года на браконьеров составлено 118 протоколов, изъято 324 рыболовные сети, 19 мереж, 2 резиновые лодки, 12 охотничьих ружей, а также одно ружье для подводной охоты и лодочный мотор. По расчетам Тысенчука, общая длина конфискованных сетей составила бы более двадцати пяти километров.
— Обычно ставят по двадцать—тридцать сетей, опутывая ими практически все озеро, — отметил Иван Викторович и добавил: – В данном случае надо вести речь о незаконном промышленном вылове рыбы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для пресечения подобных фактов в районе создана рейдовая бригада в составе работников милиции, лесхоза и общественных инспекторов охраны природы. Совместными усилиями удается поддерживать надлежащий порядок в здешних заповедных угодьях. Вот и нынешней зимой задержали, что называется, с поличным трех браконьеров из Новополоцка при разделке только что убитого лося. Завидев членов рейдовой бригады, те бросились в разные стороны, но скрыться никому не удалось. В результате все были оштрафованы на приличные суммы. Однако такие случаи, по словам Тысенчука, достаточно редки. После принятия нормативных актов по ужесточению наказаний за браконьерство и благодаря проводимой разъяснительной работе нарушители с ружьями остерегаются появляться в местных лесах.
Больше досаждают любители незаконного лова рыбы. Причина, на мой взгляд, в либерализме взысканий. Первый раз самое большое, что грозит браконьеру, это штраф от одной до десяти минимальных зарплат, компенсация стоимости выловленной рыбы в зависимости от сорта и изъятие сетей. Ни в какое сравнение не идет с теми доходами, что можно получить при благоприятном стечении обстоятельств. Риск же угодить за решетку вообще довольно призрачен. Тем не менее мои собеседники так и не припомнили повторного в течение года случая нарушения природоохранного законодательства, после чего возбуждается уголовное дело. Браконьер нынче пошел грамотный и не лезет понапрасну на рожон.
Уникальность Россонского района в том, что семьдесят процентов его территории занято под лесами. Здесь около двухсот озер с водной гладью в 9400 гектаров. Из наиболее крупных рек следует выделить, пожалуй, Дрису, которая впадает в Западную Двину. Между тем плотность населения достаточно низкая, а демографическая ситуация, как, впрочем, и везде, очень сложная. Только в минувшем году от пяти деревень остались лишь географические названия – люди там больше не живут. Россонщина граничит с Себежским и Невельским районами Российской Федерации, и неудивительно, что здешние места оказались очень привлекательными для братьев-славян. Вот и ландшафтный заказник «Синьша», куда меня привез Тысенчук, с наступлением летнего сезона буквально наводняют туристы-«дикари» из соседнего государства. С быстроходной моторки хорошо просматривались поставленные на озерных берегах среди деревьев палатки отдыхающих. Предугадывая мой вопрос, попутчики поспешили объяснить, что каждый такой, с позволенья сказать, кемпинг взят под контроль, и в случае выявления каких-либо нарушений его хозяевам придется отвечать в соответствии с действующим законодательством.
В чем лично я нисколько не сомневаюсь. С передачей более четырнадцати тысяч гектаров лесных угодий, десяти озер, а также окрестных болот в ведение охотхозяйства «Европарк» здесь появился настоящий хозяин. Теперь вместо прежнего одного егеря — три специалиста, техническая оснащенность которых вызывает уважение: две автомашины, столько же мотоциклов, снегоход, моторные лодки и прочий инвентарь. По словам Геннадия Лазаренко, который раньше был тут егерем, о такой экипировке можно было только мечтать. Хотя охотхозяйство создано в начале этого года, но уже успели сделать немало хорошего. В первую очередь позаботились о животных, скормив зимой восемь тонн зерна диким кабанам. А по весне засеяли восемь гектаров полей зерносмесями, чтобы иметь к предстоящей зимовке собственные корма.
— В перспективе, — говорит Александр Сидоренко, — планируем развивать экологический туризм. Для приема гостей, в том числе и зарубежных, имеется охотничий домик с баней, камином, установлена даже спутниковая антенна. Закупим также лошадей, определим маршруты, и, думаю, дело пойдет.
Что же, как говорится, в добрый путь. Главное чтобы, как и сейчас, по-прежнему смотрелись медноствольные сосны в голубые глаза озер прекрасной и неповторимой «Синьши».