Командировочный обман
Забавная ситуация сложилась накануне рассмотрения этого уголовного дела в суде. Работники УП «Белинтертранс» Белорусской железной дороги, обвиняемые в присвоении денежных средств, вверенных им в подотчет на расходы по найму жилого помещения при командировании в Вильнюс и Калининград, вины своей не признавали. Тем не менее стоило одному из них возместить ущерб, причиненный предприятию, как все «невиновные» побежали в банк осуществлять такие же платежи. Все они до этого не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности. Тем не менее суду Октябрьского района г. Минска не в первый раз пришлось разбираться в непростых командировочных ситуациях. На мой взгляд, и та, которая анализировалась при рассмотрении уголовного дела в судебных заседаниях, заслуживает того, чтобы быть изложенной на газетной странице. Прежде всего в качестве острастки для тех, кто ради извлечения материальной выгоды готов идти на фальсификацию и обман при оформлении командировочных расходов.
Работники УП «Белинтертранс» на протяжении четырех лет умышленно, повторно присваивали денежные средства, вверенные им в подотчет, используя при этом фиктивные счета гостиниц в Вильнюсе и Калининграде. В ходе расследования данного уголовного дела было выявлено более 30 фактов присвоения денежных средств, связанных с командированием работников УП «Белинтертранс» за пределы Республики Беларусь. Как установило следствие, всего данными работниками присвоено денежных средств унитарного предприятия на общую сумму свыше 13 тысяч долларов. За это виновные приговорены к лишению свободы с отсрочкой исполнения наказания и штрафу. Что, в общем-то, объяснимо: они полностью возместили ущерб, причиненный предприятию. Но я, как прокурор, не могу ограничиться констатацией того, что виновники нарушений в соответствии с законом привлечены к уголовной ответственности и осуждены судом.
По мнению следствия, причинами, способствовавшими совершению хищения денежных средств предприятия его работниками, явился слабый контроль руководства унитарного предприятия за подчиненными, а также халатное отношение к выполнению своих функциональных обязанностей работниками бухгалтерии «Белинтертранса», ответственными за проверку документов, подтверждающих командировочные расходы.
Основанием для командирования, согласно изданным приказам, подписанным директором УП «Белинтертранс» А. Крисенко, не всегда являлось приглашение принимающей стороны, а ничем не обоснованная «служебная необходимость». В результате проверки литовских фирм, для работы с которыми командировались работники «Белинтертранса», большинство из них не смогло подтвердить факт нахождения у них командированных из Минска лиц.
А. Крисенко формально рассматривал и утверждал технические задания на командировку подчиненных и их командировочные расходы. В результате, несмотря на то, что работу необходимо было выполнить в г. Каунасе, работники УП «Белинтертранс» Белорусской железной дороги командировались согласно приказам в г. Вильнюс. Конечно же, не случайно: получали денежные средства для найма жилого помещения из расчета не 55 (для г. Каунаса), а 110 долларов в сутки (для г. Вильнюса). При этом командированные скрывали факт своего нахождения и нахождения предприятий, куда они посылались, в Каунасе. Проживая в гостиницах Каунаса, по возвращении из командировки они представляли фиктивные счета о проживании в гостиницах литовской столицы. Это позволяло им присваивать денежные средства в размере всей предельной нормы расходов для найма жилого помещения.
Халатное отношение А. Крисенко к своим обязанностям привело к необоснованному увеличению числа командирований и размера командировочных расходов, что и позволяло работникам предприятия присваивать денежные средства. Работники бухгалтерии «Белинтертранса» к тому же к авансовым отчетам принимали документы, не подтверждающие факта оплаты гостиничных услуг: перманентные счета, счета-фактуры, ресторанные бланки заказов. Данные документы, выполненные на иностранном языке, не имели необходимых реквизитов, связанных с расчетом стоимости гостиничных услуг, и в большинстве случаев вообще не содержали сведений об оплате. Их отличительной особенностью являлось то, что ни при одном отчете, связанном с предоставлением фиктивных счетов, в бухгалтерию не представлялись чеки кассового аппарата как документы, подтверждающие оплату денежных средств, несмотря на указание об их обязательном наличии в счетах.
После проверки командировочных расходов работников УП «Белинтертранс» ревизор-контролер КРУ Белорусской железной магистрали указал на необходимость перевода документов, предоставленных в качестве подтверждения расходов, на русский язык. Однако данное требование бухгалтерией «Белинтертранса» проигнорировано.
Настораживает и такое обстоятельство. Руководители этого унитарного предприятия были письменно поставлены в известность об установлении фактов присвоения денежных средств его сотрудниками, размере материального ущерба, причиненного преступлением, и возможности подачи искового заявления в целях возмещения ущерба. Однако они от предъявления иска отказались. Поэтому мне пришлось вносить в связи с этим представление начальнику Белорусской железной дороги В.Жерело. В нем я предложил виновных лиц, допустивших перечисленные нарушения, привлечь к установленной законом ответственности, а также принять исчерпывающие меры по недопущению подобных безобразий впредь.
Владимир РЕУТСКИЙ, заместитель белорусского транспортного прокурора, старший советник юстиции