Вода как геополитический ресурс
Многие жалеют, что в Беларуси так мало нефтегазовых месторождений. Но при этом жители республики почти без ограничений пользуются жизненно важным ресурсом – питьевой пресной водой.
В подтверждение ее значимости достаточно сказать, что из огромных запасов воды на Земле доступная пресная вода составляет менее 1%. И ее общее количество на планете за время существования человечества не выросло, притом население Земли уже превысило 6 млрд.
Львиную долю пресной воды потребляют сельское хозяйство и промышленность. Прогрессирует и загрязнение воды, почвенных и подпочвенных слоев литосферы от деятельности человека.
Ситуация с водой складывается аналогично положению с энергоресурсами: потребление растет, месторождения истощаются, новые находят все меньше, вырастает стоимость добычи и в конечном счете – себестоимость пригодного к употреблению продукта…
По данным ООН, за последние 40 лет в пересчете на 1 человека доля питьевой воды уменьшилась на 60 %. В течение следующих 25 лет прогнозируется уменьшение еще в 2 раза. Более 80 стран мира (свыше 2 млрд. человек) уже испытывают недостаток пресной воды...
А ведь без нее обойтись нельзя. Поэтому неудивительно, что уже сейчас многие политические (да и военные) конфликты и соглашения обусловлены желанием некоторых стран «перераспределить» водные ресурсы в свою пользу – зачастую за счет соседей…
Недавний пример искусственного создания «гуманитарной катастрофы» – водная блокада Грузией столицы Южной Осетии Цхинвала. Нехватка питьевой воды в тридцатиградусную жару стала испытанием для жителей города, особенно детей и стариков. По мнению врачей, при ограничении водоснабжения возникновение эпидемий – вопрос нескольких дней… При этом грузинская сторона не пропускала ремонтников к трубе (которая с гор проходит через контролируемые ею районы) и выдвигала неприемлемые для Цхинвала политические требования.
А вот пример «принудительного водяного перемирия», рассказанный очевидцем событий. Афганистан, 1988—1989 годы, Кабул. Под контролем советских войск 4 скважины – главные источники воды в городе.
После очередного обстрела со стороны душманских бандформирований скважины закрывают «на профилактику». На улице температура за 40 градусов… Уже через несколько часов приходят старейшины (очень уважаемые на Востоке люди) для переговоров с нашими военными. В результате мирным путем достигается компромисс и обстрелы почти прекращаются. А в дальнейшем о месте и времени «вооруженных конфликтов» в городе советских военных предупреждают сами афганцы!
Конечно, в засушливых регионах Земли значение пресной воды многократно возрастает. И «водные предпосылки» становятся куда более значимыми для политики не только в тактическом, но и в стратегическом плане.
Недавние инициативы казахстанского президента Нурсултана Назарбаева тому пример. Он всерьез взялся за создание союза «верхних» государств региона (Таджикистана и Киргизии). Они расположены в горах, где берут начало реки, снабжающие «нижние» государства (Казахстан, Узбекистан и Туркмению) водой и электроэнергией.
Тема взаимоотношений «верха» и «низа» активно обсуждалась последние месяцы в региональной прессе, которая сделала вывод: тот, кто сможет наладить «правильное» водно-энергетическое сотрудничество в Средней Азии, и станет признанным лидером.
А в мировом масштабе нас пока ждут неутешительные прогнозы. По мнению Минобороны Великобритании, в ближайшие десятилетия резко повысится вероятность войн. Важнейшая причина этому – пресная вода, споры из-за которой разгораются почти на всех континентах.
Среди горячих точек называются контролируемая Израилем река Иордан, где недостаток воды способен разжечь серьезнейший конфликт (Израиль, Палестина и Иордания), а также реки Евфрат (Турция – Сирия), Нил (Египет – Эфиопия), Брахмапутра (Китай – Индия), Ганг (Бангладеш – Индия), Окаванго (Ангола – Намибия)… В будущем эти проблемы, по всей вероятности, лишь усилятся, а политические трения могут перерасти в вооруженные конфликты за доступ к водным ресурсам.