«Вернусь из Баку, закажу барашка и — на дачу!»
Прославленный Александр Медведь успел многое, только не прыгнул с парашютом и не написал книгу. Что ж, это впереди…
Сколь стремителен бег времени... Кажется, совсем недавно вся Беларусь чествовала легенду мирового спорта Александра Медведя с 65-летним юбилеем. И вот уже завтра ему 70! Многие достижения в спорте этого уникального борца достойны Книги рекордов Гиннесса. Неудивительно, что 3-кратный чемпион Олимпиад, 7-кратный – мира, 3-кратный — Европы, 9-кратный – СССР признан лучшим борцом планеты вольного стиля ХХ столетия. А сколько в «запаске» у Васильевича невероятных и поучительных историй, неординарных и преданных друзей. И несмотря на степенный возраст, их число продолжает множиться, потому что и в 70 лет он сохраняет завидную трудоспособность как в руководстве спортивной кафедрой БГУИР, так и в отечественной федерации борьбы. Разве только в деятельности НОКа его вице-президент поубавил обороты, отказавшись от дальних поездок. Годы все же берут свое. Тема здоровья и задала тон беседе с Александром МЕДВЕДЕМ.
— Проблемы с ним начались еще в период выступлений на ковре, — рассказывает Александр Васильевич. — Со временем мерцательная аритмия сердца «приноровилась» к моему организму, стала, так сказать, спортивной. И время от времени напоминала о себе. Обострялась в условиях высокогорья, где ощущался недостаток кислорода. В Мехико-68, где второй раз покорил олимп, и вовсе терял сознание после двух схваток. А год назад боком вышел отдых в Израиле, куда пригласили в качестве почетного гостя местного чемпионата. Осуществил мечту, посмотрел Иерусалим. Полечился в водах знаменитого Мертвого моря, температура которого достигала 40 градусов! А уже дома «закипел»: вследствие обезвоживания организма образовался тромб в головном мозге. Лежал в лечкомиссии, только недавно сняли с контроля. Медики сказали, что меня выручили хорошие сосуды, все могло быть значительно хуже. Самое же радикальное для меня средство лечения — семья и внуки: Саша (7 лет), Никита (10) и Тимофей (25) (на снимке).
— Какой из минувших юбилеев запомнился вам особой нагрузкой и нервотрепкой?
— Каждый день рождения – это большие заботы и хлопоты. Но они, как правило, отходят на второй план, когда все разрешается: пребываешь в здравии, приезжают закадычные друзья, бывшие соперники. Хотя многим из них на ковре «попортил кровь». Недавно вот вернулся из Махачкалы и Хасавьюрта, почетным гражданином которых являюсь. Встретили словно родного и, как всегда, с подарками. С Дагестаном, где, к слову, мне присвоено звание народного героя, у федерации борьбы Беларуси заключен договор о сотрудничестве. И каждый год наши сборные участвуют в местных турнирах, проводят совместные сборы с лучшими борцами планеты.
— Из подарков, презентованных вам на днях ангела, светских мероприятиях, турнирах, в том числе именном, уже вполне можно создать музей. А какие из них особенно дороги, имеют любопытную подоплеку?
— Ценен каждый, ведь он идет от чистого сердца. А больше всего почему-то запоминаются те подарки, которые так и… не состоялись или попросту оказались блефом. Так, на 60-летие американец, эмигрант из СНГ, вручил настоящий золотой Кубок Шварценеггера. На поверку оказалось: покрыт позолоченной фольгой. Тогда же один киевлянин подарил ключи от машины, но позже забрал ее для переоформления в Украине. Потом обещал денежную компенсацию, которой так и не дождался. Один поклонник презентовал дачу в Дагестане с видом на море. Но и она оказалась мыльным пузырем. Не меньшей «хохмой» стал раритетный, с 400-летней родословной самовар из Чечни. Как выяснилось, куплен он был в антикварном магазине Минска. Молчу уже о пустых конвертах, хотя допускаю, что кто-то мог и подшутить. А с другой стороны, Боже упаси от таких друзей, кто хочет выделиться на фоне твоих заслуг, да не может…
— Как обычно вы отмечаете свои торжества в домашней обстановке, что в обязательном порядке является их составляющими?
— Сентябрь для меня вообще счастливый и одновременно тяжелый месяц. В нем также родились сын Алексей, внук Никита, друзья Александр Карелин – лучший борец греко-римского стиля ХХ века, Иосиф Кобзон, с которым познакомился еще во время поездок на международные фестивали молодежи. Дни рождения стараюсь провести на даче, чтобы не докучали поздравлениями, в кругу близкой родни, в который уже входит около 15 человек. Заказываю у одной знакомой фермерши барашка. Раньше старался «разохотиться» на кабанчика. Но в последние годы этот вид отдыха случается все реже. Попробую выбраться после Баку, где 17 сентября стартует главный турнир сезона – первенство планеты.
— Значит, этот юбилей вы, как минимум, начнете справлять за рубежом. А какой из ваших «заграничных» дней рождения особенно запал в душу?
— Да, начало 70-летию положит Азербайджан. И лучшим подарком для меня, конечно, будут достижения земляков. Все три сборные – греко-римлян, вольников и женская — подошли к чемпионату не без проблем в составах. Буду доволен, если каждая из них выполнит лицензионные обязательства и завоюет хотя бы по одной награде. А самый запоминающийся день ангела пришелся на возраст Иисуса Христа, который отметил в 1970 году в Стамбуле. Федерация борьбы Турции устроила мне, тогда еще 2-кратному чемпиону Игр, просто королевский прием, пригласив около 250 гостей. Богато накрытые столы были расставлены огромными цифрами 33. Тогда в Стамбуле, кстати, проходило и мировое первенство по фехтованию. И как только появился во дворце, все болельщики стали активно болеть за Елену Белову, о чем она помнит до сих пор.
— Часть завоеванных Медведем реликвий находится в Музее МОКа в Лозанне, в Музее олимпийской славы Беларуси. А где хранится все остальное, в том числе и многочисленные презенты?
— Дома. Супруга Татьяна Степановна уже не раз выговаривала, перекладывая с места на место подаренные бурки, до которых «охоча» моль. Есть и кавказское оружие, сабли, кинжалы, а также рога. С одним из последних презентов связан интересный случай. В «советском» еще Тбилиси избрали меня тамадой на банкете после окончания соревнований. Сыпал тосты, вином не увлекался, подмешивая напиток. А потом взял да и резанул тост за лучшего полководца всех времен и народов уроженца Грузии Сталина. Преподнесли рог литра на полтора, который согласно обычаям надо было выпить до дна. А затем он пошел по кругу…
— Уходят в небытие ветераны, уезжают специалисты советской школы борьбы, меняют гражданство именитые атлеты. Что нужно предпринять, дабы возродить мощь и славу этой дисциплины?
— Отдаю должное вниманию, которое уделяется спорту и физкультуре в Беларуси, в том числе при активном содействии главы государства и НОКа. Но, как мне кажется, мы слишком распыляемся, культивируя все подряд. Во всех более чем 130 олимпийских и неолимпийских видах не преуспеешь. Нужно сосредоточить усилия и средства на «коренных», имеющих материальную базу и кадровый потенциал. Таких, как борьба, фехтование, гимнастика, стрельба пулевая, легкая и тяжелая атлетика. И, разумеется, на таких массовых, как футбол, хоккей, а также гандбол, баскетбол, волейбол. Благодаря указам Президента «игровики» уже получили хороший стимул для развития. И, надеюсь, что дальше дела у представителей этих дисциплин, имеющих в прошлом немало заслуг, пойдут на лад.
— А как обстоят дела с бывшим кинотеатром «Вильнюс», который был отдан в распоряжение борцов еще несколько лет назад?
— Увы, на вместительную арену этот долгострой не тянет. Только на проведение тренировок да организацию штаб-квартиры нашей федерации. Постараюсь создать и музей борьбы, благо вся Беларусь в ней имела беспримерные отличия. Для проведения крупных соревнований это сооружение не годится, уже много лет сражаемся за строительство специализированной арены для единоборств. На днях, кстати, в Мингорисполкоме состоится очередное совещание по его реконструкции. Планируем завершить ее к концу нового года, но реально — в начале следующего. Скажу также, что мы теперь готовим заявку в ФИЛА на организацию чемпионата Европы в 2009 году. И местом проведения указываем не Минск, а Могилев, который имеет для проведения этого мероприятия хорошее спортсооружение.
— 70 лет – черта, когда осмысливаешь пройденное. Все ли желаемое вами достигнуто?!
— Сразу и не ответишь. Многое сделал, где только не побывал. Даже в Антарктиде! Пожалуй, только не удалось прыгнуть с парашютом. Просил как-то, но знакомые досаафовцы пожали плечами: «Саша, да на тебя ведь нужен специальный танковый парашют!» Есть и сокровенное желание: собраться с мыслями, найти время и силы и засесть за биографическую книгу вместе с хорошим журналистом. А рассказать мне, поверьте, есть что…