«Зачем тебе скандал и овдовевшая жена?»

Михаил КУЧКО, «Р»
«Зачем  тебе  скандал  и  овдовевшая  жена?»

Так спрашивают  начальника  Мстиславской  межрайонной инспекции  охраны  животного  и  растительного  мира при  Президенте  Республики  Беларусь Николая  Андрейчикова  обнаглевшие  браконьеры

«Добрый день дружище наверное ты узнал кто тебе пишет, это те с кого ты сорвал немалые деньги, а отработать забыл так вот думаем ты помнишь наше письмо тебе. У нас просто не было времени заниматься тобой, но мы видим, что ты все равно наглеешь и раздражаешь нас по прежнему своим присутствием и пытаешься еще в придачу опорочить уважаемых людей. Мы же просили тебя исчезни с этого города и тогда будет все нормально наверное ты полностью не отдаешь себе отчет  в какой капкан попал и из него у тебя другого выхода просто нет, как свалить от сюда и не будоражить нормальную обстановку в нашем тихом городе и его окрестностях. Если у тебя что то с головой стало и ты даже не помнишь на кого наехал то мы напоминать не собираемся, а просто по человечески просим сделай так чтобы тебя долго искали иначе мы сделаем так что все таки та картечь про которую говорят уж люди достигнет определенной части твоей заблудшей головы. Нет сомнений что та взятка и решение по нашему протоколу было незаконным, но мы с этим смирились ну не тревожь ты нам душу, и пожалей своих родных забирай семью и уезжай куда подальше мы никого преследовать не будем. А то картечь уже давно застоялась в наших ружьях, мы теперь еще больше обижены по тому как ты развязал войну с нашим другом, за которого мы тебе тоже не простим еще в двойне. Мы не собираемся на тебя жаловаться как это делают другие, но мы поможем тебе по другому, а время уже запущено и не пытайся нас вычислить иначе мы знаем все твои тропы, Коля давай расстанемся по хорошему ну зачем тебе скандал и овдовевшая жена, у нас в Смоленске киллеры нынче подешевели по тому как работенки поубавилось, но не беспокойся мы не такие жадные как ты и на тебя денег не пожалеем а за ту сумму которую ты получил тебя можно уже было несколько раз уложить. В общем срок тебе до 01.06.07г. а потом обижайся только на себя». 

Этот, с позволения сказать, документ, который я процитировал с сохранением нарочито безграмотного стиля автора или авторов, по счету второй, пришел к своему адресату в мае этого года. До этого был еще один, в котором говорилось о том, что его получателя будут «судить по закону гор и та картечь, которая все время пролетала мимо, на этот раз ляжет в цель кучно». После второго письма было третье, информирующее получателя, что он уже… отравлен и жить ему осталось всего ничего…

Вот и верь после этого старой истине, что в одну воронку снаряды дважды не падают. Падают, оказывается. Особенно если есть «наводчики», которые кровно заинтересованы максимально точно поразить цель, деморализовать, дезориентировать ее, вогнать в ступор, устранить физически. 

Эта цель, объект беспрецедентной по масштабу травли, а вернее, охоты – начальник Мстиславской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Николай Андрейчиков. 

Это как раз в отношении его и не срабатывает та самая истина о снарядах и воронке. И вот почему. 

Эхо  выстрелов у  Черной  Сосны 

В июле прошлого года «Р» опубликовала статью «Два выстрела у Черной Сосны». Главное действующее лицо в ней – Николай Андрейчиков. Его оппоненты, всячески мешающие и Андрейчикову, и его подчиненным осуществлять возложенные на них Президентом страны обязанности по защите природных ресурсов, – некоторые, далеко не рядовые, сотрудники местного РОВД. Факты, впоследствии подтвержденные в УВД Могилевского облисполкома и МВД республики, в статье приводились весьма серьезные. 

Это и незаконное возбуждение уголовного дела против госинспектора А.Гарбовича по причине того, что он якобы собирался убить собственного… отца. Интересно, что потенциальная «жертва» об этом говорила так: «Меня вызвали в милицию, и работники милиции сказали мне, что я должен дать показания о том, что сын меня избивал несколько раз, а также угрожал оружием». Не менее любопытно и то, что подполковник милиции Н. Брындин протокол об «избиении» умудрился состряпать даже без заявления «пострадавшего». 

Это и категорический отказ начальника местного РОВД подполковника Ковалева согласовывать план совместных с инспекцией природоохранных мероприятий, игнорирование запроса с просьбой представить в инспекцию списки работников лесного хозяйства, имеющих служебное оружие и перечень самого оружия. Но и это кажется сущей мелочью на фоне того, что тот самый подполковник Ковалев почему-то абсолютно никак не прореагировал на два факта варварского отстрела четырех европейских косуль, о которых ему немедля, как и положено, сообщил Н.Андрейчиков. Это более чем странно, потому что в день убийства второй пары косуль сам подполковник Ковалев, председатель Мстиславского райисполкома В.Копейко, его заместитель Л.Томашев и егерь М.Воронков фактически находились рядом с местом преступления. Где-то в полдень они, как зафиксировали в протоколе сотрудники областной инспекции,  «принимали пищу» в районе Черной Сосны, имея на руках незаполненную путевку на добычу кабана-сеголетка, а через какой-то час именно здесь и были убиты косули. 

Эти и им подобные факты и позволили Н.Андрейчикову сделать тогда вывод, что «со стороны начальника Мстиславского РОВД на протяжении более полугода проводится целенаправленная работа по дискредитации работников Мстиславской межрайинспекции, а также осуществляется противодействие нашей работе». 

Причины этого противодействия Николай Андрейчиков объяснял мне тогда чисто философски, конечно же, не имея в виду конкретных персоналий. 

— Я и мои товарищи служим народу и Президенту. Некоторым хотелось бы, чтобы мы служили лично им. Гнали дичь под выстрел, подносили стаканчики с водкой, рыбку свежую к столу поставляли и так далее. Не дождетесь! 

Некоторые и в самом деле не дождались. Это, конечно, просто совпадение, но через некоторое время после выхода статьи был освобожден от должности председатель райисполкома В.Копейко, ушел в другой район, а затем и на пенсию М.Ковалев, стал пенсионером и Н.Брындин. 

«Спасите наши  души. Браконьерские» 

Как бы там ни было, после кадровых перемещений работа инспекции вошла в нормальное русло, ее работники полностью сосредоточились на выполнении своих прямых служебных обязанностей. Только ненадолго: начиная с февраля 2007 года из Мстиславля в самые высокие инстанции пошел буквально поток писем, в которых и начальник инспекции, и его коллеги выглядят настоящими монстрами, для которых нет ничего святого. Николай Андрейчиков, оказывается, мало того, что стреляет все зверье без разбору, глушит рыбу в зимовальных ямах, так еще и мзду берет с пойманных с поличным браконьеров. Его подчиненные те вообще чуть ли не средь бела дня пьяными с оружием разгуливают. Короче говоря, приезжайте к нам, спасайте нас. 

Приезжали. Несколько, пять, кажется, комиссий, начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира Михаил Арешко в том числе. Нарушений, граничащих с преступлениями, не нашел никто, хотя, поверьте, искали очень дотошно и придирчиво. Людей, рыбаков, членов охотничьих коллективов, чьи подписи под письмами стояли, тоже… не нашли. Некоторых в природе, как говорится, не существует, а те, четверо, которые есть, письменно и собственноручно  отрицали свою причастность к пасквилям. На этом бы и делу конец, да ведь только сообщения о якобы злоупотреблениях Н.Андрейчикова сменились прямыми угрозами физической с ним расправы. Случай беспрецедентный, но Михаил Арешко вынужден был обратиться к министру внутренних дел страны Владимиру Наумову с просьбой обеспечить охрану своего подчиненного. В итоге полтора месяца Н.Андрейчиков ходил в сопровождении двух омоновцев, а разрешение на постоянное ношение табельного оружия действует до сих пор. 

Кому, спрашивается, на этот раз не угодил бескомпромиссный и принципиальный начальник инспекции. Снова местным властям? Нет, потому что они о работе Николая Андреевича отзываются если не в превосходной степени, то весьма уважительно. 

Начальник РОВД Валерий Харкевич высоко ценит профессионализм и оперативность работников инспекции, полным абсурдом называет то, что кто-то из них может под хмельком прийти в РОВД получать или сдавать оружие, а о Николае Андрейчикове говорит так: 

— Есть люди, которые ходят на работу за деньги, а Николай Андреевич за идею работает. Многим, конечно, хотелось бы, чтобы он и его инспекторы в пять часов сдали оружие и пошли спать, да не тут-то было. Отсюда – анонимки, угрозы, не мытьем так катаньем человека взять хотят. 

«Смежник» Н.Андрейчикова, начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Алексей Савченко тоже лаконичен: 

— В оперативной работе и выявлении браконьеров эта служба незаменима, лично я отношусь к ним с большим уважением. Настоящие, законопослушные рыбаки и охотники тоже. Злобствуют те, кто понимает – время, когда в лесах и на реках они уничтожали все живое без разбора, ушло безвозвратно. 

Итоги этого маленького блицопроса по моей просьбе подвел председатель Мстиславского  райисполкома Олег Чикида: 

— Эффективность работы межрайинспекции оценивают, наверное, по количеству изъятых браконьерских снастей и оружия, конкретным фактам пресечения нарушений природоохранного законодательства. Для меня, как человека здесь живущего, важно другое – в лесах появился зверь, в реках – рыба. Пару лет назад кабана или косули в районе практически не было, а сегодня мне председатели колхозов жалуются – кабаньи стада, голов так по тридцать каждое, шалят на полях, «убирают» кукурузу. Вот это и есть самый зримый эффект работы инспекции. Мне лично импонирует подход к делу Николая Андрейчикова, полностью разделяю его точку зрения, что у браконьера нет ни званий, ни должностей. 

На  первый-второй рассчитайсь! 

Вместе с начальником управления правового обеспечения, кадровой и идеологической работы Госинспекции Александром Романьковым и начальником Могилевской областной инспекции охраны животного и растительного мира Александром Клименковым сидим в рабочем кабинете Николая Андрейчикова и пытаемся разобраться, что же именно вызвало шквал анонимок в адрес последнего. Тем более что они с тем же набором «прегрешений» после некоторого затишья пошли в инстанции снова. Может, переусердствовал Николай Андреевич – штрафы ведь за нарушения природоохранного законодательства еще те? 

— Не похоже, — размышляет Александр Клименков. – Штрафные санкции ведь не огулом накладываются, а с учетом тяжести нарушения, размера ущерба и так далее. И потом постановление, вынесенное начальником, всегда можно опротестовать в суде. Таких протестов, кстати, было много, но ни одно постановление Н. Андрейчикова судом отменено не было. 

Для самого Николая Андреевича в происходящем, оказывается, никаких секретов нет, ситуацию он раскладывает, что называется, по полочкам. 

— Мы имеем две, я их так называю, волны писем. С инициаторами второй, теперешней, все ясно и просто. В июне этого года мы задержали во время незаконной охоты четырех человек, в том числе егеря и лесника. Первый только за неповиновение работникам инспекции получил штраф в 40 базовых величин, второй – 30, все четверо оштрафованы еще и за незаконную охоту, егерь лишен права ей заниматься на три года. Представьте себе: были люди при должностях, при зарплате хорошей, а теперь что, в колхоз идти? Так не хочется. Вот и пишут, скрываясь за чужими фамилиями. Совсем безграмотно, по-детски как-то, не то что первые. 

С первыми и в самом деле интереснее. Тут вам и интрига, и почти невероятное совпадение,  когда действия одних льют воду на мельницу других. Итак, по версии Николая Андрейчикова, ситуация такова. В районе есть человек, которому приглянулась… должность начальника инспекции. Он, а фамилию его Николай Андреевич мне назвал, спит и видит себя в ней, и даже попробовал заручиться поддержкой в верхах. Желать, оно, конечно, невредно, да судя по тому, что контракт с Н.Андрейчиковым в очередной раз продлили, ничего из этого не вышло. Да и выйти не могло в принципе: кандидаты на такие должности просвечиваются чуть ли не  под рентгеном, а добро на утверждение дает Совет Безопасности республики. 

На этом бы, наверное, все и закончилось, но в январе 2007 года очередной суд в очередной раз оставил в силе очередное постановление начальника инспекции. Что за оно, спросите вы? В январе 2005 года Н.Андрейчиков вынес постановление о лишении некоего гражданина N права заниматься охотой на три года за попытку поохотиться с просроченным разрешением на право владения оружием. Гражданин оказался человеком влиятельным, обиделся на Андрейчикова смертельно, и последнее решение суда не в его пользу чашу терпения и переполнило – стал товарищ инициировать написание подметных писем обидчику в отместку. 

Эта версия, может быть, и выглядела бы притянутой за уши, плодом воображения самого Н. Андрейчикова, если бы не одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что, когда в адрес Николая Андреевича пошли письма с угрозами физической расправы, в работу включились компетентные органы. В числе прочих мероприятий были проверены и жесткие диски компьютеров (тексты угроз распечатаны на принтере) всех, кто, возможно, к ним причастен. Выяснилось, что этот самый гражданин N свой диск буквально за день до визита к нему сдал в мастерскую. Все бы ничего, да вот работники ее этот факт отрицают категорически. Где, спрашивается, диск? Гражданин сослался на забывчивость, плохую память и так далее. Оно, может, и так, но вот (опять же по случайному совпадению) угрозы после этого прекратились. 

Напоследок спрашиваю у Николая Андрейчикова: неужто его должность настолько привлекательна, что ради того, чтобы ее занять, стоит пускаться во все тяжкие? 

— Да как сказать. Вот смотрите: у меня хороший кабинет, достойная зарплата. Оргтехника, служебные автомобили, лодки, моторы, бензин. Контролирую угодья на территории практически пяти административных районов, местным властям не подчиняюсь. Могу, если в голову взбредет, организовать охоту или рыбалку любого уровня для «нужных» людей. Ну а «нужные» люди — это ведь нужные связи, которые, смотришь, и пригодятся. Если с этой точки зрения – не должность, а синекура. А если думать не о собственном благе, а о работе, то картина совсем другая. Зимой, к примеру, был случай, что наш сотрудник пять часов просидел на дереве, другой столько же времени пролежал в снегу, чтобы взять с поличным матерых браконьеров. Но ведь тому, кто стремится в мягкое кресло, на это, извините, наплевать. Мне – нет. Инспекции отданы годы жизни, подобраны ответственные и преданные своему делу люди, и я очень бы не хотел, чтобы кто-то корыстный и равнодушный все это развалил. Не себя в таком случае будет жалко, а дело, которому служу. 

--------------------------

Комментарий начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Михаила Арешко

— Мы имеем дело с явной беспрецедентной по масштабам попыткой дестабилизировать обстановку в зоне ответственности Мстиславской межрайонной инспекции, подавить моральный дух ее сотрудников и начальника. Алгоритм действий понятен: авось надоест разбираться в бесчисленных жалобах и неугодный Андрейчиков от должности будет отстранен. Ожидания, смею заверить, напрасные – руководство инспекции удовлетворяют профессионализм, компетентность, деловые и личные  качества Николая Андрейчикова. 

К сожалению, этот случай не единичен. Предпринимаются активные попытки дискредитации начальников Бобруйской межрайинспекции В.Глушко, Столинской – Н.Пашкевича, Лясковичской – В.Галени и других. Смею заверить, что их честь и достоинство мы сумеем защитить. 

------------------------------

P.S. Самый последний и яркий пример, характеризующий уровень взаимодействия Мстиславской межрайинспекции и других природоохранных структур. В день нашего приезда Н.Андрейчикову сообщили из Чериковской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды о предстоящей вылазке браконьеров на один из водоемов. В семь часов утра следующего дня сотрудники инспекции застали с поличным неких граждан Перменова и Гнедкова, у которых изъято 15 сетей и более 20 килограммов рыбы. Против браконьеров возбуждено уголовное дело.

Все статьи рубрики Расследование

  • «Зачем тебе скандал и овдовевшая жена?»
    Так спрашивают  начальника  Мстиславской  межрайонной инспекции  охраны  животного  и  растительного  мира при  Президенте  Республики  Беларусь Николая  Андрейчикова  обнаглевшие  браконьеры
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
2
3
8
9
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Номер газеты: