Лесная мистерия
Метель, пурга, вьюга — все это проделки Зюзи. Пора бы ему разозлиться…
Он ходит по лесу только босиком. Вместо шубы носит простецкий кожух, вместо посоха – железную булаву. Разве что борода да красный нос роднят лесного старика с Дедом Морозом. Познакомьтесь: Зюзя, белорусский властелин холода. Накануне Нового года этот мифический персонаж поселился в Поставском районе. Сюда его любезно пригласили из леса сотрудники местного Центра туристических услуг.
У разных народов есть свои аналоги Деда Мороза. В Америке это Санта-Клаус, в Финляндии — Йоулупукки, в Норвегии — Юлебукк, в Албании — Бабадимпи, в Словакии — Ежишек, в Иране — Баба Ноель, а на Кубе сразу трое героев — Бальтасар, Гаспар и Мельчор. И у нас, оказалось, тоже есть свой новогодний старик! Да какой колоритный! Белорусский бог зимы размахивает булавой, бегает и танцует босиком и технического прогресса не чурается — управляет квадрациклом. В его-то две с лишним тысячи лет! Да, по возрасту наш бородач годится Санте и Морозу Иванычу в прапрадеды. И еще пикантная особенность: пожалуй, Зюзя — это единственный в мире новогодний старец без штанов…
Наши предки-язычники Зюзи побаивались. Не дай бог повстречать лесного деда. Заморозит – моргнуть не успеешь. Метель, пурга, вьюга – все это его проделки. Стоит Зюзе со всей мочи стукнуть своей булавой по пню, как враз грянут лютые морозы. Впрочем, иногда он забредал в деревни, чтобы предупредить крестьян о приближении холодов. В старину говорили: изба трещит – Зюзя на дворе, готовься к морозам. А откуда, думаете, пошло слово «назюзюкаться»? У пьяниц такой же красный нос, как у Зюзи…
— Зюзик, выходи! – кричит во все горло минская детвора, вместе с которой я приехал в поместье зимнего волшебника.
Услужливая ключница баба Ганна открывает ворота и ведет нас во двор, к огромному 40-литровому самовару, который топится дровами. Травяной чай и душистые пряники по старинным рецептам – это первое, чем угостят вас слуги главного лесного бородача.
В корчме тепло и уютно. Глиняные свистульки, картины из бисера, причудливые соломенные зверушки — здесь сувениры на любой вкус от местных народных умельцев. Вскоре вся корчма наполняется мелодичным свистом и детским смехом, а во дворе звенит колокольчик. Это очередной школьник крутится у дерева желаний. На ветке колесо, к которому привязаны колокольчики. По давней традиции, надо загадать желание, обойти трижды вокруг дерева и подергать за веревочку. Зюзя исполнит!
И вот мистерия начинается. Из леса на поляну выезжает квадрацикл. На нем прибыл Ледовик – Зюзин внук. В хмурый день он ищет солнышко, которое прячут коварная баба Напастья со свирепым Огневиком. Вместе с доброй Завеей дети расстраивают планы злых духов. Осталось только позвать Зюзю. Но как? Язычники задабривали божество холода кутьей – ритуальным блюдом из зерен пшеницы. По обычаю, надо было оставить тарелку с угощением во дворе. Говорили: «Зюзя на дворе – кутья на столе». Кстати, финны «подкармливают» своего Йоулупукки вареньем из морошки, норвежцы «потчуют» Юлебукка сухими колосьями овса.
— Зюзя, Мароз, хадзi куццю есцi! — кричу я вместе с ребятишками.
Хозяин зимнего леса появляется сначала в шубе, вышитой национальными узорами. Его почти не отличить от Деда Мороза. А затем переодевается в кожух и пускается в пляс, водит хороводы вокруг елки. Ему чужды важность и серьезность. Старец, которому две тысячи лет, вертится, прыгает, резвится в кругу ребятишек.
— Глянь, глянь, — давится от смеха кто-то из взрослых. — Зюзя-то без штанов!
Смотрится в самом деле забавно. Что ж, такой наряд — дань мифологии.
— Мы очень благодарны Зюзе за то, что он все же согласился поселиться в поместье, — говорит Егор Шушкевич, директор Центра туристических услуг Поставского района. – В этом году он сменил место жительства: перебрался из Прудников в Озерки, поближе к городу. Так и для туристов удобнее. В будущем мы планируем пригласить в Озерки и других сезонных персонажей белорусской мифологии. Мало ли их по лесам да полям бродит. Будем проводить здесь Масленицу, Купалье и другие обрядовые праздники…
Усадьба Зюзи Поозерского (такое прозвище ему дали на Поставщине) открывается третий сезон подряд. В первый год было чуть больше тысячи туристов. На прошлое Рождество и Новый год – почти две с половиной тысячи. Едут со всей Беларуси. В гостях у Зюзи побывали поляки, немцы, итальянцы. Обещают приехать китайцы. Сейчас Зюзя каждый день дает по три представления.
Почтовики уже не теряются, когда видят на письме лишь одно выведенное детским почерком слово: «Зюзе».
— Чего только дети не просят под Новый год! «Пришли мне комп, мобильник и MP-3 плеер» — вот самое распространенное пожелание, — говорит Зюзя. — Но бывают и другие просьбы: «Сделай так, чтобы мама стала лучше, чтобы папа больше нас любил…» Письма разные, но все они полны добра и надежды на чудо. Никто из детей не просит, чтобы Зюзя кого-то наказал, кому-то отомстил…
Пока официальной почтовой службы у белорусского лесного деда нет. Наверное, потому, что некому финансировать детские желания. Так что письмо отправить можно, а вот придет ли ответ – гарантии нет. А ведь не потому ли так известны во всем мире Санта-Клаус из Лапландии и Дед Мороз из Великого Устюга, что послать им письмо можно из любого уголка планеты. И чудо! — в ответ обязательно придет открытка с подписью новогоднего волшебника! Правда, если верить мифам, Зюзя никогда не дарил подарки. Он лишь заправлял вьюгами-метелями, а к людям захаживал, чтобы наесться кутьи. Но ведь и Дед Мороз раньше тоже был суровым, а добряком и исполнителем детских желаний стал лишь в советские времена. За это его так любят.
После представления и фейерверка я осторожно подошел к зимнему божеству и присел рядом на пень.
— Дедушка, вот вы должны быть босым, а почему обувка на ногах? – решил я подколоть старика.
— Аль не видишь, присмотрись! – забасил дед и пошевелил огромными мохнатыми пальцами. – Это только издали похоже на тапки. Хожу много, вот и распухли ноги.
— А булава-то зачем? Чтобы без спросу подарки не брали? – пробую сострить.
— Ну, не скажи. Это булава волшебная. Я ею морозы подчиняю. Стукну по дереву – инеем покроется. Не веришь? Смотри! — тут бородатый дед как шарахнет по сосне… Но ничего не произошло. – Вот напасть! Опять булава барахлит чего-то…
— То-то, я думаю, снега под Новый год не густо. А может, не в булаве дело, а в глобальном потеплении? Слышали о таком?
— Умник нашелся, — заворчал старик. – Снег этой зимой будет, еще какой будет! Я просто подобрел на время, к людям поближе перебрался. Сейчас столько приятных хлопот, надо столько детишек развеселить, поздравить. Но вот закончится новогодняя суматоха – уйду в лес и наведу порядок. Даю слово!
Зюзе я поверил. Но на всякий случай все же повертелся вокруг дерева желаний во дворе, позвонил в колокольчик. Понимаю: Зюзя не всесильный. Поэтому загадал то, что в его власти. Пусть эта зима будет солнечной, снежной и немножко морозной. В такую погоду так верится в сказку!
На снимке: Зюзя – белорусский предок Деда Мороза.
Все статьи рубрики Специальный репортаж
- Лесная мистерия
Он ходит по лесу только босиком. Вместо шубы носит простецкий кожух, вместо посоха – железную булаву. Разве что борода да красный нос роднят лесного старика с Дедом Морозом. Познакомьтесь: Зюзя, белорусский властелин холода