«Панцирная» напасть приплыла в Вилейку
Экологи бьют тревогу и готовятся к «войсковой» операции против незваной гостьи
В прошедшие выходные снова убедился в том, что хороший клев бывает… вчера и завтра, в любой то есть день, когда тебя нет на водоеме. Два, считай, дня с одной, как и положено во время запрета, поплавочной удочкой просидел на дамбе Вилейского водохранилища — голый ноль.
Стал я выматывать снасти. Когда поплавок был уже в метре от берега, резкий рывок чуть не выбил из рук удочку. Следующие пару минут я, если честно, просто молился, чтобы выдержало прочное углепластиковое удилище и не лопнул патентованный шнур-плетенка – с таким бешеным сопротивлением неведомого пока противника мне сталкиваться доводилось редко, хотя имею в арсенале трофеев шести- и восьмикилограммовых щук.
Когда из воды показался длинный нос, а затем на бетонной дамбе, бешено извиваясь, заплясало длинное, вытянутое туловище, сплошь покрытое плотной, отливающей голубым чешуей, меня чуть кондратий не хватил. И дело не в том, что эта щука весила примерно полтора килограмма, а в том, что это была панцирная щука. Рыба-аллигатор, достигающая в естественных условиях шести метров в длину, запросто перекусывающая горло молодому крокодилу, ядовитая, как сто чертей и одна ведьма.
И это, уважаемые коллеги-рыбаки, очень плохая, если не сказать больше, новость. Это значит, что те две панцирные щуки, явно выпущенные каким-то, извините за резкость, болваном, из домашнего аквариума и обнаруженные в прошлом году в одной из речушек Березинского заповедника, обитают там не первый год, успели выметать икру и обзавестись потомством и теперь благодаря вездесущим птичкам расширяют ареал обитания и…
— И через несколько лет они подчистую уничтожат все местные виды рыб. Хищник ведь страшный и неуязвимый – врагов естественных у него нет плюс яд, от которого нет противоядия, — научный сотрудник НИИ зообиологии Лин Осетров (говорящая фамилия, не правда ли?), которому я приволок пойманный экземпляр на экспертизу, был просто в шоке.
— Неужели, Лин Карпович, ничего с этой панцирной напастью поделать нельзя?
— Как вам сказать. Лет пять назад в Северной Америке одно озеро, которое опустошила панцирная щука, обработали с воздуха дефолиантом. Зрелище, говорят, было не для слабонервных – хищника погибло столько, что специалисты ахнули: никто не предполагал, что процесс его размножения и роста идет колоссальными темпами. Это, как вы понимаете, самый радикальный способ. В нашем же случае есть надежда, что североамериканская гостья все же не сможет полностью адаптироваться к новым условиям. Хотя, как в той пословице говорится: «Хочешь мира — готовься к войне». А она, я вам скажу, будет очень нелегкой.