Не ГЭС баньку топит…
Законы природы порой изменить не могут даже специалисты, выжимающие из воды электроэнергию
О домике в деревне, особенно вблизи какого-нибудь живописного водоема, не мечтает разве что закоренелый урбанист. И то его принципы разбиваются о тихую летнюю водную гладь. Минчанин Александр Автух, обратившийся в «Р», — счастливый обладатель домика на берегу озера Селява в Крупском районе. Только вот счастливым в последнее время мужчина себя не ощущает. По его словам, местная гидроэлектростанция приносит больше вреда, нежели пользы: уровень воды из-за работы генераторов поднимается выше положенного. В результате подтапливаются колодцы, погреба, подвалы, огороды. И рыбе нереститься никакой возможности нет. Словом, страдают, мол, все…
Вместе с корреспондентом «Р» в Крупский район выехали специалисты Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как это часто бывает, истина оказалась где-то посередине. Хозяином участка на берегу живописного озера обратившийся в «Р» Александр Владимирович стал в 80-х годах. Позже построил баньку на заднем дворе участка, которую сейчас периодически подтапливает: со всех сторон ее окружает вода, что для строения вряд ли полезно. Да и по огороду передвигаться неудобно: только в резиновых сапогах можно добраться до крайней грядки. Хотя, как заверили в местном сельсовете, Александру Автуху в случае необходимости предоставят в аренду до 10 гектаров земли под выращивание овощей.
Естественно, что на берегу живописного озера не один населенный пункт. Люди издавна селились поближе к воде, хотя, конечно же, понимали, что вода есть вода и случиться может всякое. Но у местных жителей претензий к гидроэлектростанции по поводу подтопления нет. Последние два года воды в озере меньше, чем в прежнее время: бесснежные зимы и нещадное летнее солнце принесли свои плоды. В 2007 же году гидроэлектростанция работала вообще до июня.
Что касается претензий к работе местной ГЭС «Селява», то они, по мнению Игоря Ягелавичуса, заместителя главного инженера филиала «Борисовские электросети» РУП «Минск-энерго», необоснованны. Работа по эксплуатации ГЭС идет по необходимым стандартам согласно технической документации. Со времени запуска, с 2004 года, на станции ведется журнал учета (журнал визуальных наблюдений), поэтому легко проследить, как меняется уровень воды в зависимости от годовых климатических условий. Минимальный уровень — 166 метров, максимальный — 169,3 метра балтийской метрической системы…
Вообще же, ГЭС на озере Селява существует с 1953 года, в 2004-м ее реконструировали и модернизировали. Сейчас за ее работой следят всего два человека. Выработка электроэнергии за март составила 18 000 кВт/ч. В общей массе, может, объемы и небольшие, но, как говорится, ручеек к ручейку — уже река. Если уровень воды опускается ниже установленного, то генераторы выводят из работы. Но об этом официально уведомляют вышестоящие инстанции. Ошибиться же в расчетах и поднять уровень воды выше допустимого, как это утверждает читатель, невозможно. На гидроэлектростанции установлена линейка, разработанная и изготовленная специалистами, по которой и определяют режим работы станции.
— Следует поддерживать уровень воды, оптимальный для работы генераторов, что мы и делаем в процессе эксплуатации ГЭС по всем технологическим нормам, — подтвердил Игорь Михайлович.
— В результате проверки выяснилось: уровень воды за последние четыре года выше положенного не поднимался, — констатировал Валерий Бакунович, начальник отдела государственного контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха, вод и обращением с отходами Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Поэтому претензии мы предъявить не можем.
В подтоплении прибрежной зоны вряд ли стоит обвинять руководство местной гидроэлектростанции: законы природы еще никто не отменял. Вода только от одного желания человека не отступит и не будет держаться в четких границах. А вот приспособиться к местным условиям и перенести баньку на более безопасное расстояние — по силам каждому хозяину.