«Плыву в лодке на остров. С этюдником…»
80-летний художник Анатолий Бухаркин сохранил в себе мгновенный восторг, ошеломленность увиденным
В природе все закономерно, уравновешено, взаимосвязано. К примеру, назойливые комары – основная пища для ласточек, а аминокислоты, которые выделяются после их распада, очень важны для роста сосны. Не все знают, что удоды делают себе гнезда только в дуплах мертвых деревьев. Очистишь от сухостоя лес – и эта дивная, по оперению почти райская птица исчезнет… А вообще, лес – организм самовосстанавливающийся. При условии, что человек ему не мешает.
Лесничий по диплому и лесовед по призванию, Анатолий Бухаркин (на снимке) знает многие секреты природы.
Он в системе природоохранной деятельности с 1959 года. Учился в Ленинграде, работал в заповеднике на Оке, в живописных местах, воспетых Есениным и Паустовским. В том поэтичном Мещерском крае подружился с Василием Песковым, журналистом «Комсомольской правды». Вместе они много походили неведомыми тропами, пробираясь в самые отдаленные уголки леса, наблюдали, изучали, фиксировали: Песков – фотоаппаратом, Бухаркин – кистью и красками.
Способности к художественному творчеству Анатолий Викторович почувствовал в себе с юности. А развил с помощью друзей – московских художников. Они приоткрыли ему секреты мастерства (Бухаркин предпочитает говорить «ремесла»). И с тех пор природа и живопись стали для него главным занятием.
— В Беларусь я вернулся еще в советское время, — вспоминает мастер. — Потянуло на родину. Ведь родился я в Горках, в семье ученого-филолога. Вскоре отца репрессировали, сослали на Колыму. Вслед за ним поехали и мы с мамой. На Колыме я пошел в первый класс, начал курить и бросил, больше к сигаретам не прикасался. В том суровом краю впервые увидел картины, написанные акварелью одним ссыльным. Они произвели на меня огромное впечатление, и я взял в руки кисточку…
Для художника очень важно сохранить и развить «умение первого взгляда» — тот мгновенный восторг, ошеломленность увиденным. Тогда от картины это непременно передастся и зрителю. У Бухаркина такой дар есть.
Своим любимым художником он считает Бялыницкого-Бирулю, на полотнах которого всегда много неба.
— Синева многоцветна, в ней белое, серое, голубое, есть глубина, простор, тайна. За неприхотливостью сюжетов Бялыницкого-Бирули – бесспорный талант. Такое не повторить. Но попробовать хочется…
Самый любимый цвет Бухаркина — зеленый, у этой краски больше всего оттенков. Менее востребован черный цвет, в естественной природе его, как ни странно, очень мало. Художнику нравится смешивать тона, пытаясь уловить их естественные переливы. Признается: легче писать в серый день. В солнечный — скользят тени.
Любимое время года Анатолия Викторовича — ранняя весна, когда много воды и в ней отражается небо. Он с удовольствием пишет пейзажи и цветы – калужницу, первоцвет, черемуху, сирень… А также животных, встречи с которыми на охраняемой территории заповедника не редкость.
Рассказывает: «Просыпаюсь с рассветом, иду к речке Бузянке и в лодке плыву к заветному месту, где у меня припрятан на островке этюдник. Вокруг тишина, которую нарушают только птицы. В уединении творить и фантазировать легче, чем в суете обыденности. Несколько часов – и сюжет будущей картины выстроен. Впоследствии что-то, возможно, напишется по-другому, а пока все так созвучно увиденному…»
Свыше пятидесяти полотен создал художник Бухаркин в Домжерицах. Четыре передал художественному музею в столице, три подарил музею древнего русского города Суздаля (пусть знают, какие красоты первозданные есть на белорусской земле!), несколько его работ «разошлись по миру», а 44 картины сейчас экспонируются на персональной выставке в райцентре. На них природа и животный мир Березинского биосферного заповедника.
Выставка приурочена к 80-летию художника-земляка, юбилею, который он совсем недавно отметил.
Разговор о возрасте с человеком творческим вести легко. В задорных глазах Анатолия Викторовича столько жизнелюбия, юмора, неиссякаемого интереса к происходящему вокруг. О почете он говорит мудро и сдержанно, с удовольствием подчеркивая: «Я не профессиональный художник», гордится сыновьями, которые пошли в жизни по его стопам. Виктор получил профессию техника-лесовода, Петр стал геологом.
Судьба подарила много незабываемых встреч на заповедных тропинках и жизненных дорогах. С удовольствием вспоминаются дни, проведенные вместе с увлеченным природой другом Александром Дитловым. На его фотографиях, как на художественных полотнах, остановлены прекрасные мгновения, над которыми не властно время.
— В настоящем творчестве никогда не бывает завершенности, — делает вывод из собственного опыта Анатолий Бухаркин. – Самое важное для меня сейчас – это не потерять интереса к своему ремеслу. Пока это удается. И я счастлив.