«Такой сценарий возможен при наличии живого донора»
«Чтобы было здоровым сердце, надо вовремя лечить почки», — говорят нефрологи, и с ними согласен Олег КАЛАЧИК
Почки – «биологический фильтр» в человеческом организме. Они верой и правдой служат нам: уберегают от неприятностей, способствуя выведению вредных и опасных веществ, вырабатывают жизненно важные гормоны. Мы же часто об этом не задумываемся, а между тем невнимание к почкам может со временем привести к серьезным заболеваниям. Если все-таки уберечься не удалось, то стоит незамедлительно обратиться к специалисту. Сегодня нефролог сам пришел в редакцию для того, чтобы ответить на вопросы читателей «Р». Знакомьтесь: гость очередной «прямой линии» — руководитель Республиканского центра нефрологии и почечно-заместительной терапии Олег КАЛАЧИК (на снимке).
Почка «искусственная», почка донорская...
— Добрый день! Меня зовут Петр. Не могу, к сожалению, точно назвать свой диагноз. Врач сказал, что через несколько месяцев я приступлю к лечению диализом. Если я буду придерживаться строгой диеты, перестану употреблять алкоголь, курить, есть соленую пищу, смогу ли я продержаться без диализа в течение еще нескольких лет?
— К сожалению, нет. Показания для начала диализотерапии устанавливаются индивидуально, но если врач-нефролог их уже констатирует, то ваш отказ будет большой ошибкой. Заговорами, диетой и кореньями делу уже не поможешь. Диализ позволяет предупредить развитие опасных для жизни состояний, связанных с нарушением обмена веществ и задержкой жидкости в организме. Чем раньше он начинается, тем лучше переносится и тем лучше общее состояние пациента. Отказ от диализа может вызвать даже вопрос о выживаемости, а безбелковая диета приведет к сильному истощению организма, что усугубит ваше состояние, приведет к развитию инфекционных осложнений.
Но от вредных привычек в любом случае придется отказаться, поскольку они будут способствовать прогрессированию болезней сердечно-сосудистой системы.
В основном все страдающие от хронической почечной недостаточности приходят к почечно-заместительной терапии. Сегодня в Беларуси на перитонеальном диализе находятся 280 пациентов, на гемодиализе – 1500, а с пересаженным почечным трансплантатом живут 213 человек. В республиканском листе ожидания на пересадку почки находится 395 пациентов.
В стране создана обширная сеть из 27 диализных отделений, все, кому необходима такая терапия, ее получают. Почти половина диализных отделений работают круглосуточно, и человек может выбрать удобный для него график процедуры.
— Николай Иванович, Брест, 50 лет. Мне поставили диагноз хронический гломерулонефрит, а теперь еще и хроническая почечная недостаточность. Врач сказал, что единственным выходом является гемодиализ. Так ли это?
— Если врачи так говорят, то им надо доверять. Существует два метода диализотерапии: гемодиализ и перитонеальный диализ. Гемодиализ осуществляется в больнице с помощью аппарата «искусственная почка» 3 раза в неделю по 4—5 часов. Перитонеальный диализ не требует специального оборудования и выполняется пациентом в домашних условиях после имплантации катетера в брюшную полость. Такой метод лечения больше подходит пациентам с сахарным диабетом, с сопутствующей прогрессирующей сердечной патологией либо больным, проживающим далеко от диализного центра. Вы находились под контролем нефролога и поэтому на диализотерапию попадете вовремя и в плановом порядке. Однако в 30 процентах случаев в поле зрения специалистов оказываются пациенты с запущенным состоянием, когда лечение диализом надо было начать уже полгода назад. Сейчас Министерство здравоохранения проводит политику раннего выявления таких патологий, чтобы и лечение начать как можно раньше. Для этого надо проводить ряд специальных лабораторных исследований. В ближайшее время в Беларуси планируется внедрить скрининговую программу по раннему выявлению болезней почек в группах риска – у пожилых людей, диабетиков и пациентов с высоким артериальным давлением. Сейчас эта программа апробируется на одном из предприятий Минска, которое показательно по своему численному и половозрастному составу.
— Беспокоит Елена из Брестской области. Олег Валентинович, скажите, гемодиализ — эффективный метод лечения? И насколько он позволяет людям сохранять качество жизни? Как постоянное прохождение этой процедуры сказывается на их состоянии — и психическом, и физическом?
— Чтобы вас успокоить, скажу, что качество жизни и лечения больных на гемодиализе с каждым годом становится все лучше, выживаемость растет, поэтому бояться его не стоит.
Диализ позволяет продлить жизнь на довольно большой срок – есть пациенты, которые по 20 лет получают почечно-заместительную терапию. При грамотном лечении, поочередном использовании всех 3 методов почечно-заместительной терапии (гемо-, перитонеального диализа и трансплантации почки) продолжительность жизни может составить столько же, сколько у людей со здоровыми почками. Среднеожидаемая продолжительность жизни пациентов в возрасте 20—44 года на диализе превышает этот показатель у больных с раком кишечника (14 лет против 8,5 года). Кроме этого, диализ может рассматриваться как промежуточный метод лечения, позволяющий дождаться почечного трансплантата. А успешно выполненная трансплантация позволит продлить жизнь для этой возрастной категории больных еще на 25—40 лет.
По данным опроса, 57 процентов пациентов, находящихся на гемодиализе, довольны своим качеством жизни, на перитонеальном диализе таких 47 процентов. К слову, максимально высокое качество жизни обеспечивает трансплантированная почка — 78 процентов. Около 30 процентов больных «на диализе» продолжают работать или учиться.
Качество лечения больных на перитонеальном диализе также растет. Мы переходим на новые виды растворов, которые снижают частоту и тяжесть осложнений. Например, перитониты (воспаления брюшины) уменьшились до одного эпизода в 24—30 месяцев, в то время как раньше они встречались приблизительно раз в 9 месяцев.
Со временем психологический стресс от того, что теперь придется вести другой образ жизни, уступает место адаптации, больные становятся как бы «ветеранами» диализа. С момента начала гемодиализа пациент может быть внесен в лист ожидания почечного трансплантата, и жизнь в связи с этим приобретает дополнительный стимул – дождаться его.
— Я слышала о домашнем гемодиализе. Возможно ли на самом деле выполнение этой процедуры в домашних условиях?
— Направление так называемого домашнего гемодиализа если где-то и развито, то, скорее всего, по историческим причинам. Например, в Новой Зеландии около 14 процентов больных проводят гемодиализ дома. В большинстве стран частота его применения ниже 1 процента. Мы также считаем, что такой метод лечения не рационален и даже опасен для самого пациента. Во-первых, он может быть применим только для больных со стабильным течением болезни, отсутствием «диализных» осложнений. Во-вторых, метод домашнего гемодиализа требует наличия свободного места и соблюдения жестких санитарных норм при работе с аппаратом «искусственная почка». Кроме этого, в семье обязательно должен быть помощник, владеющий необходимыми навыками для проведения этой процедуры. На сегодняшний день в нашей стране нет больных, которые бы смогли проводить домашний гемодиализ.
— Здравствуйте, Олег Валентинович! Я звоню вам из Минска. Моя племянница находится на диализе в течение 5 лет. Она внесена в лист ожидания почечного трансплантата. Но за это время операцию ей не сделали. Причина – высокие антитела, которые не позволяют найти совместимого донора. Скажите, как ей помочь?
— Ситуация на самом деле непростая. К сожалению, предсуществующие антитела являются серьезным препятствием для выполнения трансплантации во всем мире. Для каждого донора проводят специальные перекрестные пробы с потенциальными реципиентами. У больных с высоким процентом антител эти пробы часто бывают положительными (например, 70 процентов антител означает, что 70 процентов доноров будут не совместимы с данным реципиентом). А это является абсолютным противопоказанием для трансплантации. Антитела появляются в результате переливаний крови, после беременностей либо предыдущих трансплантаций. Удалить антитела можно только на короткое время, в течение которого нужно выполнить трансплантацию и затем угнетать их образование медикаментами. Такой сценарий возможен только при наличии живого родственного донора и плановом выполнении трансплантации. Однако и в этом случае шансы на успех трансплантации невелики из-за высокого риска гуморального отторжения трансплантата. Антитела в любой момент могут выйти «из-под контроля» и вызвать необратимое повреждение трансплантата. Многие пациенты в таком случае решают для себя не рисковать и продолжают лечение диализом. В Европе, например, 120 тысяч больных получают диализотерапию, но только 65 тысяч из них включены в лист ожидания трансплантата и согласны на выполнение пересадки почки.
Ниже, давление, ниже…
— Здравствуйте! Беспокоит вас из Жодино Валентина Ивановна, 67 лет. У меня удалена одна почка 27 лет назад, вторая – хронический пиелонефрит. Никакого лечения мне не назначают. Я сама осмелилась принимать уролесан, полпалу, настои из трав. Сейчас повышен холестерин, гипертония 2-й стадии, белка в моче не обнаружено, почка уплотнена – так показало УЗИ. Что вы посоветуете принимать и как лечиться?
— Считаю, что надо обратить особое внимание на нормализацию артериального давления, чтобы не допустить появления в моче белка. Если пока его нет, то это хороший признак: потенциал у вашей единственной почки может быть вполне достаточным. В вашем случае еще нужно обратить внимание на уровень креатинина в крови и его клиренс. Эти данные позволят уточнить наличие почечной недостаточности и назначить коррекцию нарушений, которые бывают при этом.
Учитывая ваш возраст и сопутствующие болезни, в качестве препаратов, которые помогут сохранить функцию единственной почки, можно рекомендовать фозиноприл и физиотенз. Холестерин нужно поддерживать с помощью диеты или медикаментов не выше 5 ммоль/л.
Вообще, диагноз хронического пиелонефрита у нас применяется не всегда обоснованно: его надо использовать только при наличии эпизода перенесенного ранее острого пиелонефрита (высокая температура, потрясающие ознобы, боль в пояснице, воспалительные изменения в моче и крови). Если такой диагноз никогда не устанавливался, то первично хронический пиелонефрит бывает крайне редко. В таком случае нужно говорить об инфекции мочевых путей, с уточнением ее локализации (пиелит, цистит и т.д.).
— Я три года уже не ем мяса вообще, иногда рыбу…
— Ограничение белка можно рекомендовать тому, кто хочет максимально долго сохранить функцию оставшейся единственной почки. Но полностью отказываться от него не стоит, больше смысла в диете с низким содержанием жиров. В вашем случае, еще раз повторю, нужно обратить особое внимание на давление и холестерин. Также нужен контроль уровня креатинина и суточного содержания белка в моче раз в полгода. На консультацию и дообследование у нефролога вы можете обратиться в консультативный кабинет Минской областной больницы в Боровлянах. С заведующим отделением нефрологии Сергеем Витальевичем Прилуцким можно будет созвониться заранее по телефонам 265-48-64, 265-21-02.
— Здравствуйте, Олег Валентинович! Меня зовут Валентина Иннокентьевна. Я из Минска. Читала о том, что даже при латентной почечной недостаточности нельзя употреблять мясо и рыбу. Это правда?
— Такие мнения есть, но абсолютных доказательств, что надо придерживаться таких ограничений, нет. Тем более на латентной стадии. На стадии запущенной болезни, когда пациент приближается к почечно-заместительной терапии, от таких ограничений смысла больше. При этом, кстати, лучше ограничивать рыбу, поскольку она содержит больше фосфора и человек обычно за один раз может съесть ее больше, что приводит к накоплению его в организме при тяжелой почечной недостаточности. В вашем состоянии питаться нужно полноценно.
— Беспокоит Валентина Ивановна Круглик. Я живу в Минске в микрорайоне Шабаны, который обслуживает 36-я поликлиника. Уже три года в ней нет ни уролога, ни нефролога…
— Вы можете попасть на прием к нефрологу в Минский городской диагностический центр, который находится возле 9-й больницы по улице Семашко. Вашу поликлинику консультирует врач-нефролог Вера Павловна Нюхтилина, к которой вы можете записаться на прием, предварительно позвонив или получив направление у вашего терапевта.
Что касается врача-нефролога в поликлинике, то вопрос можно решать на уровне городской администрации в соответствии с утвержденными штатными нормативами. В оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи больным с хроническими диффузными болезнями почек есть особенность – здесь не всегда требуются частые посещения специалиста, их нужно осуществлять 2—4 раза в год, при обострении болезни вас госпитализируют. Стационарную нефрологическую помощь для пациентов 36-й поликлиники оказывают в 4-й городской клинической больнице Минска.
(Окончание в следующем номере)