Подвалы Брестской крепости и сегодня хранят трофеи той легендарной обороны
Ровно 66 лет назад здесь плавился кирпич и гнулся металл. Один вид истерзанных пулями и взрывами Холмских ворот, руины казарм лучше любого экскурсовода расскажут: фашисты устроили здесь ад на земле. Брестская крепость. 22 июня 1941 года. Как это было?
— В нашем музее есть обгоревший будильник, стрелки которого замерли от взрыва и показывают без пяти минут четыре, — говорит Алексей Митюков, научный сотрудник Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». – Многие считают, что война началась именно в 4 часа утра. Но первые выстрелы на берегу Западного Буга раздались на полчаса раньше…
С Алексеем мы стоим у казарменной двери, где произошла, возможно, первая контратака советских войск в Великой Отечественной войне. Дело было так. Еще до полудня 22 июня немцы прорвались через Тереспольские ворота и заняли клуб в центре цитадели (теперь это Свято-Николаевский гарнизонный храм). Группа автоматчиков установила там рацию и двинулась «зачищать» восточные казармы. И вдруг двери казарменного здания распахнулись, и на захватчиков со штыками и яростным «ура!» кинулись красноармейцы. Часть немецких солдат добили на берегу Мухавца. Те, что попытались спастись вплавь, попали под прицелы пулеметов. Другие угодили в ловушку у Тереспольских ворот...