«Вы уволены, потому что… беременны»
Такое заявление услышала женщина, проработавшая у предпринимателя три года без оформления трудовых отношений
В Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты с жалобой обратилась молодая женщина М., работавшая продавцом у индивидуального предпринимателя. Зарплата и условия труда ее устраивали, да и отношения с нанимателем складывались нормальные. Но спустя три года наниматель вдруг объявил, что завтра она может на работу не выходить, так как уже уволена. Причиной тому стала… беременность молодой женщины! Никаких расчетов с ней при увольнении произведено не было, и трудовую книжку не выдали. В ходе проверки жалобы государственный инспектор труда установил, что три года М. работала без оформления трудовых отношений, предприниматель сам выдавал ей заработную плату в конверте. Причем в ходе проверки наниматель даже пытался утверждать, что женщина у него не работала и он с ней вообще незнаком...
Два выпускника-отличника одного из столичных колледжей пришли на работу в производственную коммерческую фирму, руководитель которой сам побывал в учебном заведении и предложил им работу по специальности и хорошую зарплату. В отделе кадров ребятам, как и положено, оформили трудовые книжки, они получили обещанные работу и заработную плату. Спустя год один из них решил купить автомобиль в кредит, но банк ему отказал, мотивируя свой отказ низким уровнем заработной платы молодого человека. Оказывается, по ведомости ребята получали по 200 тысяч рублей, а остальную, большую ее часть – в валюте «в конверте».
О проблеме выплат заработной платы «в конвертах» начиная с середины 90-х годов прошлого столетия и до сего дня знают не понаслышке во всех бывших советских республиках. Так, по оценке Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, серые схемы выплат заработной платы используют от 25 до 50 процентов российских компаний, а в бывших прибалтийских республиках, по разным источникам, – от 50 до 80 процентов.
К сожалению, не обошла стороной эта проблема и нашу страну. Отдельные субъекты хозяйствования ухитряются уплачивать налоги и отчисления в Фонд социальной защиты населения по минимуму, потому как своим работникам они платят большую часть заработной платы «в конвертах». К таким недобросовестным налогоплательщикам в первую очередь относятся отдельные иностранные компании, коммерческие и частные структуры, организации малого предпринимательства, сферы строительства, торговли, обслуживания населения. Основным источником для выплаты зарплаты в конверте являются неучтенная выручка, денежные доходы от незаконных финансовых операций и незаконной предпринимательской деятельности, необоснованно начисляемые премиальные, заработная плата «мертвых душ». В 2006 году Департаментом финансовых расследований КГК в ходе проверок предпринимательских структур было возбуждено 811 уголовных дел по фактам выплаты серой заработной платы и уклонения от налогов. В том же году налоговыми инспекторами в бюджет было доперечислено 0,5 миллиарда рублей налога, основную часть которого составил неуплаченный налог с зарплаты «в конвертах».
В 2000 году государство потребовало от нанимателей организаций всех форм собственности обязательного письменного оформления трудовых отношений. Один экземпляр трудового договора остается у нанимателя, другой должен храниться у работника (кстати, в ходе проверок обращений граждан в Департамент госинспекции труда его часто у них не оказывается). Как показывает практика, отдельные наниматели не заключают с работниками трудовых договоров в письменной форме, а договариваются с ними, что называется, на словах. Но ведь только при заключении с нанимателем письменного договора (контракта) работник получит все основные гарантии и компенсации, на которые вправе рассчитывать согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь: право на трудовой и социальный отпуск, оплату листка по временной нетрудоспособности и т.д. Большинство работников — получателей серой заработной платы считают, что единственное негативное последствие работы без оформления трудовых отношений или получения зарплаты «в конверте» – это несколько меньший размер пенсии по возрасту, чем, например, у соседа, получающего зарплату в полном объеме по ведомости. Такое устоявшееся мнение подтверждают и результаты социологического опроса, проведенного в Москве два года назад. На вопрос: «Считаете ли вы, что вас обманывают, выдавая заработную плату «в конверте»?» — 47 процентов опрошенных молодых людей в возрасте 20—34 лет ответили отрицательно, 72 процента из них на вопрос: «Думаете ли вы уже сегодня о том, как заработать большую пенсию?» — также ответили «нет» (мол, до пенсии еще очень далеко, рано о ней думать сегодня). С большой долей вероятности можно утверждать, что примерно так ответили бы и многие молодые белорусы.
В начале прошлого года при проведении мониторинга рынка рабочей силы «всплыл» интересный факт: около 20 тысяч жителей пограничных районов Брестской области в течение одного только календарного года обменивали свои паспорта по три-четыре раза! Почему? Ответ прост: в паспорте не было места для разрешающих штампов на выезд-въезд в Польшу. Люди трудоспособного возраста официально несколько лет нигде не работают, на учете в службе занятости не состоят, а зарабатывают на жизнь куплей-продажей того или иного товара, перевозкой грузов или людей. Налогов, конечно же, не платят, страховых отчислений также не производят. Проще говоря, обманывают государство, но прежде всего самих себя и свои семьи. Представьте себе, какого размера пенсия будет у них (ведь трудовой стаж не идет, на будущую пенсию тоже нет отчислений), а потом в Министерство труда и соцзащиты приходят письма от «обиженных государством» людей: мол, всю жизнь работал на государство, а получаю такую мизерную пенсию…
Следует знать, что если пенсии до 1 января 2000 года исчислялись из заработка за любые 5 лет подряд (по выбору работника) из последних 15 лет работы, то вот уже восемь лет эти периоды (пятилетний и пятнадцатилетний) ежегодно увеличиваются на один год. В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат, на которые согласно законодательству начислялись и уплачивались обязательные страховые взносы. То есть чем большую сумму страховых взносов работник внес в Фонд социальной защиты населения, тем выше у него будет размер пенсии. С «конвертной» части заработка взносы эти не выплачиваются, следовательно, рассчитывать на достойную пенсию не приходится. Кроме того, на нелегально полученные денежные средства непросто взять кредит в банке, совершить крупные сделки – купить квартиру, машину, оплатить обучение детей, ведь такие операции находятся на постоянном контроле налоговых инспекторов, сотрудников правоохранительных органов и Департамента финансовых расследований. Даже болеть такому работнику невыгодно, потому что наниматель практически никогда больничный не оплачивает, а если человек попал в больницу на месяц-другой, скорее всего, с работы его «попросят». Соглашаясь на такие расчеты за свой труд, человек загоняет сам себя в социальный капкан, выбраться из которого не так просто.
В Департамент государственной инспекции труда обращаются работники с жалобами на нанимателя: «Обещал высокую зарплату, а за полгода работы не заплатил ни рубля и уволил». «Взяли на работу без договора, в итоге ни работы, ни денег» и т.д. Но обращения эти почти всегда происходят только уже после того, как работник уволился или был уволен. Видимо, страх остаться даже и без этой работы и желание получать деньги без вычета подоходного налога нередко оказываются сильнее желания потребовать у нанимателя оформить трудовые отношения при приеме на работу, платить за работу безо всяких там «конвертов». Можно ли помочь человеку в таких случаях? Практически нет, потому что в такой ситуации только в суде можно на основе свидетельских показаний бывших коллег доказать факт своей работы у этого нанимателя, а вот подтвердить, какую зарплату обещал и не заплатил, – невозможно. Контракта-то нет. Но кто из бывших коллег этого работника станет свидетельствовать против своего нанимателя, рискуя завтра оказаться без работы?..
Еще один вопрос хочу адресовать работнику, согласившемуся на такие условия работы: если вы сознательно идете вместе с нанимателем на нарушение закона, тогда почему впоследствии апеллируете к закону и требуете, чтобы он вас защитил?