Моменты истины вдали от пьедесталов
Почему иногда наши заслуженные атлеты остаются в одиночестве
Максим Рыженков был очень доволен, когда стал чемпионом мира по тяжелой атлетике среди юниоров. Радовался не только он, но и его родители – жители Горецкого района.
Все складывалось удачно. Максима считали перспективным штангистом, сулили большое будущее. Ему было всего 20 лет, а он уже являлся кандидатом на участие в Олимпиаде в Афинах. Занимался у нынешнего главного тренера национальной команды Александра Гончарова. Но жизнь круто изменилась после травмы колена. Рыженков не сдавался, продолжал тренироваться, мечтал о покорении пьедестала среди взрослых. На первенстве планеты среди юниоров в Минске Максим был фаворитом в своей весовой категории. Выиграл рывок, но в толчке так и не поднял снаряд из-за боли в колене… Требовалась дорогая операция. Один известный атлет пообещал найти деньги. Ничего не получилось.
Рыженков вынужден был уйти с помоста. Помыкавшись, вернулся в деревню, где вместе с отцом теперь занимается предпринимательством. Заочно учится в Белорусской сельскохозяйственной академии на факультете экономики и права.
В то же время немало спортсменов, получивших серьезные травмы, не могут адаптироваться в жизни. Тема эта деликатная. Государство нынче немало делает для социальной защиты атлетов. Но то же Министерство спорта и туризма Беларуси не в состоянии всем оказать помощь в достаточном объеме. Поэтому важно, чтобы вокруг человека находились люди, которые могли бы его поддержать.
«Р» не раз писала о судьбе борца греко-римского стиля бронзового призера Олимпийских игр в Сиднее Дмитрия Дебелки, у которого заболела почка. Нужна была дорогая операция. Он открыл счет в банке. Но прошел не один год, пока атлету пересадили здоровый орган. Помогали друзья. Сейчас они же стараются помочь найти ему работу.
К сожалению, в стране мало общественных организаций, которые могут оказать атлетам помощь. Союз спортсменов, возглавляемый Марией Иткиной, это делает. Есть еще «Ветераны физической культуры и спорта» во главе с Виктором Путьковым. А почему самоустранились от этого благого дела наши федерации? Призер чемпионата мира, обладатель кубка Европы по многоборью Светлана Бурага посетовала, что, обратившись в федерацию легкой атлетики с просьбой помочь ей с лечением, получила отказ. Александр Минеев, прикованный к инвалидной коляске, и не припомнил, чтобы его поддержало руководство федерации фристайла...
Действующие спортсмены, выступающие за сборные страны, зарабатывают нормально. Но как быть ушедшим из спорта? Когда-то Виктор Путьков, как бывший заместитель председателя Госкомспорта Беларуси, приложил руку к тому, чтобы атлеты, которые защищали честь родины на международных соревнованиях, могли уходить на пенсию в 35 лет. Но очень немногие пользуются этим. Потому что социальные пенсии скромные. А если спортсмен получил травму, он приравнивается к обычному инвалиду.
В нынешнем году уехал в Москву трехкратный олимпийский чемпион Виктор Сидяк. Дома фехтовальщик оказался невостребованным. Хотя у него был немалый опыт административной работы в Украине. В Белокаменной ему дали пенсию, эквивалентную 500 долларам. Увы, и некоторые другие именитости также покинули страну. Баскетболистки Ирина Сумникова и Елена Швайбович работают в России, хотя могли бы приносить пользу здесь. У нашего первого олимпийского чемпиона Сергея Макаренко сейчас больное сердце. Года два назад ветеранская организация помогла ему в лечении. Выделила около двух тысяч долларов. Сегодня опять нужна аналогичная сумма. Но где ее взять?..
Думается, пора серьезно обсудить проблемы социальной защиты атлетов, особенно тех, кто уже в возрасте. Поверьте, спорт не только красота и сила, как это кажется, сидя на трибунах и у телеэкранов. Это еще и многочисленные травмы, а иногда и физическая немощь в последующем. Ни один спортсмен, проявивший себя на международной арене, не может сказать, что он здоров. Более того, те, кто выступал в советское время, так и не разбогатели. На какие средства лечиться?..
Неудивительно, что все атлеты боятся серьезных травм. Это, как правило, не только конец карьеры, но и неопределенность в дальнейшей жизни.
Одного нашего талантливого бегуна упрекали: дескать, часто участвует в коммерческих турнирах в ущерб официальным стартам. Недавно спросил его об этом.
— Не было никакой гарантии, что стану чемпионом Европы или мира, — искренне ответил он. – А победа в коммерческом турнире приносила конкретные деньги, которых хватало на жизнь. Соки из себя не выжимал, берегся. Окончил университет, нашел хорошую работу. Но соревнуюсь до сих пор.
И таких атлетов немало…