Чтобы убрать на могилках родных, старики из приграничных с Литвой деревень должны заплатить 60 евро и сделать крюк в 100 километров
В деревне Пецкуны Лидского района граница, как скальпель, отрезала прошлое от настоящего. По одну сторону стального забора — 50 пожилых людей. По другую – костел, который строили их родители, и кладбище, где лежит вся родня до четвертого колена. Напрямую от деревни до погоста – метров 500—700. Две минуты ходьбы. Но напрямую нельзя. Белорусско-литовская граница, а с недавних пор и еще одна – Евросоюза.
Дом Антона Аленциновича местные давно окрестили «постом №1». Он стоит в пятидесяти метрах от границы, и пограничные столбы издалека кажутся продолжением хозпостроек…
— Когда распался Советский Союз и начались разговоры об установлении границ, мы поначалу смеялись. Какие границы, когда каждое утро из деревни отправляется автобус на Вильнюс?! Когда на кладбище лежат отец, мама, жена моя Владя...А в костеле, который еще при поляках строили всем миром и платили по 50 злотых, меня сначала крестили, затем венчали, а после омывали в купели обеих дочерей…